^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

Уважаемые родители!Прочитайте статью и объясните детям об ответственном обращении с животными.

Анализ информации, поступающей в последние несколько лет в Постоянную комиссию по правам человека, национальным отношениям
и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - Постоянная комиссия), свидетельствует о тенденции роста случаев жестокого обращения с животными.
В рамках поручений Президента Постоянной комиссией ведется работа над проектом Закона «Об ответственном обращении с животными».
В 2022 году наибольший резонанс среди случаев жестокого обращения с животными со стороны несовершеннолетних получили:
1. избиение собаки на детской площадке в Минске девочкой (https://people.onliner.by/2022/05/08/minsk-karusel-devochka-zhestoko-
izbivaet-sobaku);
2. жестокое обращение и убийство ежа минскими подростками (https://people.onliner.by/2022/07/18/podrostki-izdevalis-nad-ezhom);
3. жестокое обращение девочки с котенком в Быхове (https://www.tvr.by/news/zona x/v bykhovskom rayone 12 letnyaya
devochka izdevalas nad kotenkom i vse snimala na video/); 4. жестокое обращение с котенком в Минске (https://newgrodno.by/incidents/kot-5/);
5. жестокое обращение с беременной кошкой в г. Высокое (https://ont.by/news/pochemu-nekotorye-lyudi-zhestoko-obrashayutsya-s- zhivotnym-i-kakuyu-otvetstvennost-za-eto-mozhno-ponesti);
6. избиение девочкой-подростком собаки при ее выгуле в Минске;
7. жестокое обращение с утками со стороны группы подростков в Минске (видео обоих происшествий опубликованы в различных социальных сетях).
В 2023 г. одной из организаций - членов Ассоциации зоозащитных организаций в правоохранительные органы подано заявление по факту избиения щенка школьниками в г. Минск.
Зачастую несовершеннолетние осуществляют видеозапись совершаемых ими противоправных деяний, которую впоследствии распространяют в социальных сетях и мессенджерах.

Указанные факты вызывают в обществе особый резонанс, поскольку лица, совершившие противоправные деяния, в силу возраста не могут быть привлечены ни к административной, ни тем более к уголовной ответственности. А родители или лица их заменяющие в соответствии с установленной процессуальным законодательством процедурой привлекаются к ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, а не за жестокое обращение с животными, что также вызывает непонимание ситуации и способов ее разрешения со стороны обывателей и представителей гражданского общества, не владеющих в должной мере знаниями в области права.

 

Общие маркеры, указывающие на вовлеченность несовершеннолетних в деструктивные сообщества в сети Интернет

В последнее время фиксируется увлеченность некоторых подростков к группам, сообществам в сети Интернет, продвигающим деструктивное поведение.

Деструктивное поведение - это действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего - либо: отношений, предметов, здоровья; стремление человека нарушить свою внутреннюю гармонию, нанести вред себе или окружающим.

Необходимым условием по выявлению несовершеннолетних, проявляющих интерес к деструктивному контенту в сети Интернет, организации и проведения эффективной профилактической работы с ними, является осведомленность специалистов образовательных организаций о признаках, указывающих на вовлеченность несовершеннолетних в деструктивные сообщества в сети Интернет.

Рассмотрим общие маркеры, указывающие на вовлеченность несовершеннолетних в деструктивные сообщества в сети Интернет.

Поведенческие и социальные маркеры:

- конфликтное поведение. Частые конфликты с педагогами и сверстниками, участие в травле. Подросток может угрожать педагогу, запугивает его или проявлять агрессию в его сторону;

- журнал с именами. Ведение тетради, блокнота или записной книжки, в которые записывает имена людей, агрессивные высказывания в их адрес либо делает негативные рисунки;

- интерес к сценам насилия;

- навязчивое рисование. Подросток рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу (изображает паука);

- самоизоляция. Подросток демонстративно держится вдали от остальных сверстников (сидит «на отшибе», уходит из группы во время перемены, после занятий уходит из группы первым); не общается с одногруппниками в социальных медиа;

- пассивный протест. Уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от общения;

- жестокость. Жестокое обращение с животными, со сверстниками, другими людьми;

- материалы с шок-контентом. Интересуется убийствами, самоубийствами, происшествиями, терроризмом, пытками, изнасилованиями, живодёрством;

- негативные высказывания. Остро негативно высказывается о людях, организациях, государстве;

- резкие и внезапные изменения в поведении. Отказ от обучения, участия в колледжных мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету и профессиональной деятельности;

- подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для подростка;

- угрозы. Подросток прямо или косвенно угрожает: «скоро вы у меня получите», «я все припомню», «недолго вам осталось», «смейся пока можешь» и т.п.;

- новые слова, термины, криминальный сленг. Использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга (офники, реданы и др.);

- появление предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет магазинов наркотиков);

- Трансляция деструктивного контента в социальных сетях, выкладывание фотографий, призывающих к групповым сборам и насилию.

Психологические маркеры:

- повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, агрессию;

- зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;

- неспособность сопереживать другим людям;

- отсутствие позитивных жизненных целей;

- наличие акцентуированных и психопатических черт личности;

- утрата прежнего эмоционального контакта со сверстниками;

- нелюдимость, отчужденность от молодёжной колледжной среды;

- отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;

- изменение прежнего круга общения;

- стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;

- избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги);

- переживание собственной неуспешности;

- ожидание негативного и враждебного отношения со стороны окружающих, подозрительность, неуверенность в себе, ранимость, обидчивость;

- отсутствие увлечений, соответствующих возрасту;

- склонность к избегающим моделям поведения;

- интровертивная направленность, склонность не делиться своими переживаниями.

Маркеры внешнего вида:

- одежда с агрессивными надписями (изображениями паука с цифрой «4», чёрный верх одежды и клетчатые штаны);

- смена обуви на «грубую», военизированную;

- нацистская атрибутика;

- телесные повреждения. Наличие (появление) синяков, ран, царапин, ожогов, порезов на теле или голове;

- пренебрежение к внешнему виду. Нежелание следить за своим внешним видом;

- дорогостоящие вещи, одежда, обувь. Появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить.

Маркеры в социальных сетях:

- специфическое изображение на странице в социальной сети вместо аватарки или аватарка имеет деструктивный характер;

- повышенное внимание к оружию, к его изготовлению и применению вне компьютерных игр, исторического и познавательного контента;

- комментарии под фото или постами, указывающих на эмоциональную нестабильность, резкие перепады настроения;

- небольшое количество друзей или отсутствие в друзьях одногруппников;

- на странице фотографии и группы, репосты с деструктивных форумов, комментарии в пабликах околополитического содержания, призывающих подростков к нарушению закона;

- повышенный интерес к сообществам нацистской, фашистской тематики;

- чрезмерное увлечение комиксами, мангой и аниме, особенно «HunterxHunter»;

- на «стене» информация о конфликтах с близкими людьми, родителями, одногруппниками;

- записи на «стене» прямого и косвенного высказывания о намерениях уйти из жизни или призывающие к совместным сборам;

- заинтересованность фактами телесных повреждений и самоповреждений;

- специфический интерес к лекарствам и психоактивным веществам;

- неодобрительные, оскорбительные комментарии под фото и постами от одногруппников или значимых людей.

 

Ваш ребенок и компьютер

 

Безопасные каникулы

 

Памятка родителям "Безопасное лето -2022"

Уважаемые родители!

 

В целях профилактики несчастных случаев среди несовершеннолетних в период летних каникул просим Вас обратить особое внимание на следующие факторы и действия, обеспечивающие безопасность детей:

1.   Не оставляйте несовершеннолетних на долгое время без присмотра, контролируйте их местоположение.

2.   Запретите детям играть на проезжей части, вблизи строек, заброшенных колодцев, разрушенных домов, залезать в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

3.   Объясните детям, что опасно ходить по парку, безлюдным и неосвещенным местам.

4.   Внушите ребенку, что купание в водоемах без присмотра взрослых категорически запрещено.

5.   Учите детей соблюдать Правила дорожного движения, наблюдать и ориентироваться на дороге.

6.   Не позволяйте детям ездить на такси или в общественном транспорте без сопровождения, не разрешайте детям «голосовать» на дороге.

7.   Учите детей пользоваться телефоном в случае чрезвычайной ситуации. Они должны знать, кому и куда следует звонить с просьбой о помощи.

8.   Учите детей не разговаривать с незнакомыми людьми, не принимать то них никаких подарков. Объясните, что посторонним является любой взрослый, которого он не знает, даже если он будет говорить, что знает ребенка или его родителей.

9.   Научите детей действиям в различных экстремальных ситуациях (пожар, затопление, проблемы с электропроводкой, газоснабжением, телефоном, попытке проникновения в квартиру и т. п.).

10.        С раннего возраста объясните детям пагубность курения, алкоголя, наркотиков. Никогда не предлагаете алкогольные напитки несовершеннолетним, не курите и не употребляйте алкоголь в присутствии детей!

11.        Если ребенок вовремя не возвратится домой, звоните в милицию. Если ребенок подвергся сексуальному насилию: немедленно вызывайте милицию, «Скорую помощь» и заявляйте о случившемся. Во всех случаях, когда вам стало известно о совершенном или готовящемся преступлении, особенно в отношении малолетнего, несовершеннолетнего незамедлительно сообщите об этом в правоохранительные органы.

Помните, безопасность ваших детей во многом зависит от вас!

Общие правила безопасности детей на летних каникулах

Опасности подстерегают детей не только в местах отдыха, но и на детской площадке, на дороге, в общественных местах. Однако следование рекомендациям поможет снизить риски:

  • для ребенка обязательным является ношение головного убора на улице для предотвращения теплового или солнечного удара;
  • приучите детей всегда мыть руки перед употреблением пищи;
  • мойте овощи и фрукты перед употреблением;
  • обязательно учите ребенка переходу по светофору, расскажите об опасности, которую несет автомобиль;
  • важно научить и правилам пожарной безопасности в летний период;
  • не позволяйте разводить костры без присутствия взрослых;
  • не отпускайте детей одних на водоемы;
  • кататься на велосипеде или роликах необходимо в защитном шлеме, налокотниках и наколенниках.

Осторожно – Солнце!

Неконтролируемое пребывание детей на солнце чаще всего приводит к возникновению солнечного ожога, который представляет собой острое воспаление кожи в ответ на действие естественного или искусственного ультрафиолетового излучения.

Следует избегать нахождения на открытом солнце в период с 11 до 16 часов, всегда надевать головной убор (панамки или шляпки с широкими полями, кепки или банданы с козырьком и защитой шеи), а также использовать солнцезащитные очки и специальную солнечную косметику.

Кроме этого, детям необходимо обеспечить достаточный питьевой режим (бутилированная вода, несладкие соки, морсы и др.).

Безопасность на воде

  • не разрешайте купаться ребенку без вашего присмотра, особенно на матрацах или надувных кругах;
  • отпускайте детей в воду только в плавательном жилете или нарукавниках;
  • не позволяйте детям играть в игры, где участники прячутся под водой или их “топят”, такие развлечения могут окончиться трагедией;
  • не разрешайте заплывать за буйки и нырять в неизвестных местах водоема, поскольку камни и ветки деревьев часто приводят к травмам;
  • контролируйте время пребывания ребенка в воде, чтобы не допустить переохлаждения;
  • во избежание солнечных ожогов смазывайте кожу ребенка специальными солнцезащитными средствами;
  • находясь у воды, помните о собственной безопасности и безопасности ваших детей!!!

Безопасность на дороге

  • необходимо учить детей не только соблюдать Правила дорожного движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться;
  • находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом;
  • не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его переходить дорогу, не глядя по сторонам;
  • учите ребенка смотреть! У него должен выработаться твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма;
  • начинать движение через проезжую часть на зеленый сигнал светофора можно только убедившись, что все машины остановились;
  • учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту;
  • учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящийся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль;
  • твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, что нельзя прыгать на ходу;
  • выходить на дорогу из-за стоящего транспорта нельзя!

 

Электробезопасность

Не вынимайте вилку электроприбора из розетки, потянув за шнур. Он может оборваться, оголив провода, находящиеся под напряжением.

Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра. Особенно утюги, фены, настольные лампы, телевизоры и т. п.

         Не включайте в одну розетку несколько вилок электроприборов, это может вызвать короткое замыкание и пожар.

Не используйте электроприборы с поврежденной изоляцией. В противном случае это может привести к электротравме или пожару.

Не вскрывайте с целью ремонта электроприборы, включенные в электросеть.

Исключите возможность доступа детей к электроприборам и открытым розеткам.

Нельзя мокрыми руками включать электроприборы.

 

Меры профилактики укусов клещей

  • На прогулку в лес, парк надевайте плотно прилегающую к телу одежду (желательно светлых тонов) с застегнутыми на рукавах манжетами и брюки.
  • Надевайте головной убор или используйте капюшон.
  • Пользуйтесь специальными средствами химической защиты от клещей (репеллентами).
  • Заправляйте верхнюю одежду в брюки, а брюки – в сапоги, высокие ботинки или в носки.
  • Через каждые 1-2 часа на прогулке и по возвращении домой проводите само- и взаимоосмотры одежды и открытых участков тела. Не присосавшийся клещ (снятый с одежды или тела) не представляет опасности.
  • Располагайтесь на отдых на траве на солнечных, сухих полянах не менее чем в метре от троп и кустарников, обязательно используйте покрывало или подстилку большой площади, светлых тонов для своевременного обнаружения клеща.
  • Внимательно осматривайте дары леса (грибы, ягоды, букеты цветов) приносимые домой на наличие клещей.
  • При дальних прогулках и туристических походах возьмите в аптечку приспособления для удаления присосавшихся клещей промышленного изготовления или пинцет/суровую нитку, антисептик для обработки повреждений кожи, противомикробные средства для химиопрофилактики клещевых инфекций.

 

Что делать, если укусил клещ:

Обратитесь в лечебное учреждение для извлечения клеща (чем раньше клещ будет извлечен, тем лучше) и получения консультации по курсу профилактического лечения, которое должно быть максимально ранним (не позднее 3 дней после укуса);

  • При отсутствии возможности обратиться в лечебное учреждение удалите клеща самостоятельно. Используйте нить, обвяжите ее вокруг головки клеща как можно ближе к поверхности кожи. Вращая нить против часовой стрелки, клеща «вывинчивают», помещают в емкость с плотно притертой крышкой и доставляют в лечебное учреждение либо в центр гигиены и эпидемиологии;
  • При извлечении клеща не нужно использовать никакие масляные растворы, так как клещ в дальнейшем не будет пригоден для исследований на наличие возбудителей заболеваний;
  • Место укуса обработайте антисептиком (йодом, раствором бриллиантовой зелени, перекисью водорода), после чего тщательно вымойте руки с мылом;
  • В любом случае обратитесь к врачу;
  • В последующие дни после укуса следите за своим самочувствием: в случае появления недомогания, головной боли, повышения температуры, боли в мышцах немедленно снова обратитесь к врачу.

 

Что делать, если укусила змея:

  • Вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103;
  • При отсутствии дыхания и сердцебиения (пульса), приступить к сердечно-легочной реанимации;
  • При отсутствии сознания пострадавшему следует придать стабильное положение на боку;
  • В первые 10-15 минут после укуса выдавить яд из ранки. Высасывать яд не рекомендуется;
  • Промыть место укуса перекисью водорода либо водой с мылом, обработать края раны антисептиком (раствором йода, бриллиантовой зелени, спиртом, одеколоном);
  • Наложить стерильную повязку на рану;
  • Чтобы замедлить распространение яда в организме, необходимо ограничить подвижность пострадавшего; при укусе конечностей наложить шину;
  • Давать пить большое количество жидкости;
  • Доставить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

 

Профилактика острых кишечных инфекций и пищевых отравлений в летний период

Острые кишечные инфекции – инфекции, вызванные вирусами (энтеровирусная, ротавирусная инфекция) и бактериями (брюшной тиф, сальмонеллез, дизентерия и др.).

Основные причины:

  • Теплое время года способствует размножению с огромной скоростью болезнетворных микроорганизмов при попадании их в продукты питания (молочные продукты, мясо, рыбу, бульоны) и быстрому достижению того количества микроорганизмов, которое с успехом прорывает защитные барьеры желудочно-кишечного тракта.
  • Летом в пищу употребляется большое количество сырых овощей, фруктов и ягод, на немытой поверхности которых обитает огромное количество микробов, в т. ч. потенциально опасных.
  • Летом дети много времени проводят на улице, и надо помнить, что еда чистыми руками – обязательное правило.
  • Летом и дети, и взрослые любят поплавать в открытых водоемах. В воде микроорганизмы длительное время сохраняют жизнедеятельность (до нескольких месяцев).
  • Чтобы избежать пищевых отравлений, нужно придерживаться простых рекомендаций, соблюдая которые можно максимально обезопасить себя от болезней, связанных с продуктами питания:
  • Тщательно следует оберегать от загрязнения пищевые продукты, уже подвергнутые тепловой обработке. В таких продуктах микробы размножаются легче, чем в исходном пищевом сырье, где продолжают в течение некоторого времени действовать защитные вещества живых клеток, подавляющие жизнедеятельность микробов.
  • Скоропортящиеся продукты (мясо, рыба, полуфабрикаты, молоко и молочные продукты) необходимо хранить в холодильниках до их реализации или термической обработки при температуре не выше +60С, обязательно соблюдая сроки годности.
  • Большое значение имеет термическая обработка пищи – проваривание, запекание, поджаривание, тушение – которая обеспечивает гибель возбудителей и разрушение их токсинов.
  • С момента приготовления до использования первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 3-х часов.
  • Любые фрукты, включая цитрусовые, перед употреблением обязательно тщательно моют водой.

Важно отметить, что источником многих инфекций являются мухи, поэтому нельзя допускать, чтобы они садились на еду, желательно, чтобы в квартире или в доме их не было вообще.

Используйте при возникающей опасности телефоны:

МЧС 101

Милиция 102

Скорая медицинская помощь 103

Уважаемые родители!

Предупреждаем Вас о том, что Вы несете полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность Ваших детей во время летних каникул!

1. Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители или лица, замещающие их.

2. Родители несут полную ответственность за воспитание и содержание своих несовершеннолетних детей (даже если ребенок находится у бабушки, ответственность несут родители. Поэтому необходимо ознакомить близких родственников с ответственностью за жизнь Вашего ребенка. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, ст.67).

3. Повторите с детьми наизусть телефоны экстренных служб спасения, куда дети могут позвонить, если Вас не окажется рядом.

4. Административная ответственность наступает с 14 лет, уголовная – с 16лет. Однако за употребление, распространение наркотических средств, кражу, хулиганство – уголовная ответственность с 14 лет.

5. За правонарушения, совершенные несовершеннолетними до 14 лет, административную ответственность несут родители учащихся.

6. Несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет, могут находится в вечернее время суток на улице без сопровождения взрослых до 23.00. С 23.00 до 6.00 обязательно сопровождение детей родителями или лицами по поручению родителей.

7. При нахождении на улице в вечернее время необходимо обязательно наличие световозвращающего элемента (фликера) в целях безопасности.

8. Езда на велосипеде по проезжей части разрешена с 14 лет только при отсутствии тротуара. При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями для движения пешеходов. Велосипед обязательно должен быть оборудован сигнальным звонком, зеркалом заднего вида, котофотами. Переезжать пешеходный переход на велосипеде ЗАПРЕЩЕНО. На велосипеде детям можно кататься в пешеходных и жилых зонах, на тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов.

9. Нецензурная брань в общественном месте является правонарушением.

10. СМС-сообщения, переписка в Интернете с оскорбительными выражениями в адрес другого человека несут за собой административную ответственность.

11. Воровство недопустимо как во взрослом, так и в детском возрасте (уголовная ответственность).

12. Употребление спиртных напитков, курительных смесей, «спайсов», наркотических веществ несовершеннолетними строго запрещено.

13. Покупка взрослыми алкогольных напитков (пиво, тоник, шейк и др.) для несовершеннолетних, наркотических веществ, а также спаивание малолетних несет административную ответственность с составлением протокола и наложение штрафа.

14. Остерегайтесь вовлечения Ваших детей в группировки антиобщественной направленности (футбольные фанаты и др.)

15. Расскажите детям об опасности экстремальных селфи (в недостроенных зданиях, на строительных объектах, на поездах и железной дороге, на крышах высотных зданий).

16.  Несовершеннолетним детям запрещено находиться на крышах многоэтажных домов.

17. Любое правонарушение, преступление несовершеннолетнего влечет за собой постановку на профилактический учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.

18. Не оставляйте несовершеннолетних детей одних дома (Ст. 159 УК РБ).

19. Контролируйте местонахождение Вашего ребенка постоянно. Помните об опасности заброшенных зданий, котлованов, строительных объектов и др.

Внимание-Алкоголь

 

Профилактика пьянства и алкоголизма. Формирование здорового образа жизни

В жизни есть не только преступность как таковая, но и явления, близкие к ней, из которых она произрастает или без которых определенные ее виды просто не могут существовать. К таким явлениям относятся пьянство и алкоголизм - социально негативные явления с высокой степенью криминогенности. Пьянство играет одну из «ведущих» ролей среди социальных явлений и процессов, обусловливающих существование преступности и совершение конкретных преступлений. Совершение многих преступлений - умышленных и неосторожных, насильственных и корыстных, против общественного порядка и общественной безопасности - связано с употреблением алкоголя. Пьянство, являясь одним из самых распространенных, криминогенных факторов, вместе с тем представляет собой весьма серьезную, социальную проблему, о причинах и способах борьбы с которой пойдет речь ниже.

Что же такое алкоголизм?

Пьянство и алкоголизм — серьёзное препятствие на пути развития любого общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, злоупотребление алкоголем находится на третьем месте среди причин смертности (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний). Подсчитано также, что систематическое употребление алкоголя уменьшает продолжительность жизни примерно на 15-20 лет. Лицами в нетрезвом состоянии совершается почти 40% всех преступлений, они — частые виновники дорожно-транспортных происшествий.

К сожалению, Республика Беларусь относится к группе стран с высоким уровнем потребления алкоголя, и проблемы пьянства и алкоголизма, а также наносимого этим пагубным явлением вреда являются для нас весьма актуальными.

Помимо этого, по оценкам экспертов Института социологии Национальной академии наук Беларуси, около 15% взрослого населения занимается самогоноварением и, следовательно, уровень реального потребления спиртных напитков составляет более 15 литров на одного человека.

По стандартам Всемирной организации здравоохранения критический показатель – 8 литров абсолютного алкоголя на одного человека. По мнению ученых, в случае превышения данной нормы происходит постепенная деградация нации в демографическом, экономическом, социальном и культурном отношении.

Справочно: алкоголь, или этиловый спирт, является наркотическим ядом, действующим на клетки организма человека, парализуя и разрушая их. Учеными доказано, что 100 г водки губит 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга. Доза 7-8 г чистого спирта на 1 кг тела является смертельной для человека.

Алкоголь в любых дозах через формирование структурных изменений мозга подавляет интеллект, инициативность, творческие способности, снижает социальную активность, подавляет чувство гордости, чести, ответственности, заметно снижает половые способности как мужчин, так и женщин, формирует стандартность мышления, подавляет человека физически и нравственно, отягощает наследственность и т. д.

Систематическое потребление спиртного приводит к стойкому расширению кровеносных сосудов, непосредственно повреждая сердечную мышцу. Почки перестают выделять из организма вредные продукты жизнедеятельности.

Органом, наиболее повреждаемым при злоупотреблении алкоголем, является печень. Она перерабатывает около 95% алкоголя, поступившего в кровь. В результате в печени откладываются жирные соединения, что ведет к ее ожирению и замещению функционирующих печеночных клеток нефункционирующей рубцовой тканью — циррозу печени. Алкогольный цирроз является основной причиной смерти, связанной со злоупотреблением алкоголем.

В человеческом мозге алкоголь окисляется в 4000 раз медленнее, чем в печени. Алкоголь концентрируется в клетках головного мозга до одного месяца. Установлено, что уже после четырех лет потребления алкоголя имеет место сморщенный мозг из-за гибели миллиардов корковых клеток. По оценкам зарубежных ученых, употребление алкоголя в дозе 200г. сухого вина подавляет интеллект пьющего на 18-20 дней. Если люди выпивают два раза в месяц, то это означает, что их интеллект постоянно снижен.

Алкоголь оказывает воздействие на иммунную систему, повреждая ее защитный механизм.

Наконец, одно из самых негативных последствий злоупотребления алкоголем состоит в том, что под его воздействием в мозгу происходит совокупность химических и физиологических перестроек, ведущих к установлению стойкой алкогольной зависимости. Алкоголь включается в обменные процессы организма. Все это дает основание рассматривать алкоголизм как тяжелую болезнь, с которой часто «больные» не в состоянии справиться самостоятельно. Порой недостаточно даже таких решительных действий, как выведение из запоя, кодирование, попытки бросить пить. Сформированная зависимость от алкоголя настолько сильна, что даже когда человек не пьет, он находится, как говорят медики, в состоянии ремиссии. Стоит принять хоть немного спиртного — и болезнь возвращается, несмотря на воздержание от употребления алкоголя в течение многих месяцев или даже лет. Для полного исцеления зависимый человек должен преодолеть себя, переродиться физиологически и психологически. При этом в ряде случаев не обойтись без длительного, сложного и дорогостоящего курса медико-психологического лечения и социальной реабилитации.

На распространенность пьянства и алкоголизма основное влияние оказывают следующие факторы:

  • низкий уровень жизни населения;
  • отсутствие интересных занятий в свободное время;
  • неправильное воспитание в семье;
  • тяготы повседневной жизни;
  • «питейные» традиции и обычаи;
  • доступность приобретения спиртных напитков;
  • семейные ссоры и конфликты и другие.

Органами внутренних дел в рамках своей компетенции проводятся определенные мероприятия, направленные на профилактику пьянства и алкоголизма

В частности в 2017 году пресечено 65 фактов незаконного оборота алкогольной продукции, в том числе и домашней выработки, при этом изъято около 2 тонн спиртосодержащей жидкости(спирт, водка).

Осуществляется контроль за поведением и образом жизни лиц, состоящих на профилактическом учёте за совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, с данными гражданами проводятся профилактические беседы, разъясняется ответственность за совершение правонарушений на почве злоупотребления алкоголем, демонстрируются фото, видео и другие профилактические материалы о пагубном воздействии алкоголя на человека.

В то же время к лицам, не желающим вести трезвый образ жизни, принимаются более строгие меры административно правового воздействия, а именно к принудительному лечению от алкоголизма в условиях ЛТП осуждено 168 граждан, злоупотребляющих спиртными напитками для прохождения курса лечения от алкоголизма

В последние годы в молодежной среде набрал значительные «обороты» так называемый пивной алкоголизм. Это отнюдь не безобидная вещь. Дело в том, что из-за слабой концентрации в пиве алкоголя его пьют в больших количествах, чем водку или вино. Поэтому алкоголизм на почве употребления пива развивается в 3-4 раза быстрее, чем от крепких спиртных напитков.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за распитие указанных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, в общественном транспорте и других общественных местах, кроме тех, которые предназначены для этих целей. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50% зависит от него самого, а именно от образа его жизни. Государство регулирует законодательными актами условия труда на производстве, медицинскую помощь и т.п., что составляет остальные 50%., а преодоление пьянства и алкоголизма является задачей не только государства и общества в целом, но и каждого его индивида.

Какие факторы, способствуют формированию алкоголизма.

Алкоголиками не рождаются, ими становятся. Этому способствуют различные факторы.

Биологические факторы – играют определенную роль в образовании алкогольной зависимости. Наследуется биологическая предрасположенность (биохимическая основа), на почве которой может развиться болезненная зависимость. На основании исследований пришли к выводу, что у 60% зависимых от психоактивных веществ лиц (алкоголь, наркотики и т.п.) их ближайшие родственники страдали зависимостью.

Социальные факторы – распространение проблем, связанных с алкоголем, неотделимо от обычаев и представлений общества об алкоголе, семейной обстановке, способной как увеличивать, так и уменьшать риск возникновения зависимости. Социальная нестабильность, безработица, жизненные потрясения, проживание в районах с низким имущественным цензом, духовный и культурный «вакуум» и т.д.

Психологические факторы алкогольной зависимости включают: а) определенный склад личности (бездуховность, отсутствие серьезных интересов и цели в жизни, повышенная внушаемость); б) патологические черты характера (склонность к колебаниям настроений, трудности в установлении контактов, застенчивость, низкая или наоборот завышенная самооценка, неумение справляться со своими чувствами и т.п.); в) астенические (физические и нервно – психические слабости организма) и истерические расстройства.

Духовные факторы – отношение человека к самому себе, окружающему его миру и людям, которое связано с качеством участия в жизни. Алкоголизм – это болезнь души со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Частота употребления спиртных напитков, их относительная дешевизна и доступность – способствуют привыканию к алкоголю.

Признаки алкоголизма

Первый признак – первичное патологическое влечение к алкоголю, желание в определенном ритме потреблять алкоголь, причем это желание должно быть обязательно удовлетворено. Здоровый человек легко отказывается от реализации этого желания, если обстоятельства требуют такого отказа. Больной алкоголизмом либо не может отказаться от выпивки при любых обстоятельствах, а если он не сможет реализовать свое патологическое влечение, он испытывает раздражение, злобу или депрессию.

Второй признак раннего алкоголизма – рост толерантности к алкоголю, способность перенести ту или иную долю вещества. Здоровые люди обычно удовлетворяются приемом 100-150 мл крепкого алкоголя (за вечер), а при передозировке алкоголя испытывают тошноту и рвоту. Организм старается освободиться от яда. Поэтому эта нормальная реакция на алкоголь называется «защитный рвотный рефлекс». Больные алкоголизмом способны употреблять гораздо большие дозировки алкоголя без каких-либо защитных рефлексов. Дозировка 400-500 мл водки за вечер уже должна настораживать как окружающих так и самого потребителя алкоголя.

Третий признак алкоголизма – утрата контроля над дозой. Здоровый человек в процессе употребления алкоголя испытывает чувство насыщения. Он выпивает бутылку пива или бокал сухого вина и продолжать выпивку нет желания. Больной алкоголизмом выпивает некую ключевую дозу – обычно она составляет 100-150 мл водки – у него развивается непреодолимое желание продолжить выпивку дальше. Контроль над дозой утрачен, в случае продолжения пьянства, через несколько лет любая доза алкоголя будет вызывать тяжелый эксцесс или запой. После какого-то периода трезвости больной под влиянием первичного патологического влечения к алкоголю выпивает некоторую дозу спиртного, утрачивает контроль над потреблением, сильно напивается, наутро чувствует себя плохо (похмельный или абстинентный синдром), опохмеляется, но вновь не контролирует дозу, опять сильно напивается. Тяжелый алкогольный эксцесс может длиться от 2-3 дней до нескольких месяцев.

Лечение алкоголизма

Полноценное лечение больного алкоголизмом представляет сложный многофакторный процесс. Для лечения алкогольной зависимости используются различные методы: лекарственная терапия, психотерапия и социальная реабилитация.

Лечение больного начинается с остановки пьянства («купирование запоя») и лечения абстинентного (похмельного) синдрома. Такую помощь жители Минска могут получить в различных структурах Минского городского наркологического диспансера.

Если течение алкоголизма осложняется судорожным синдромом или психозом лечение должно проводиться в Республиканской клинической психиатрической больнице.

Остановка потребления алкоголя является хоть и обязательной, но не главной целью лечения. Все больные под влиянием жизненных обстоятельств периодически «бросают пить» и некоторое время ведут трезвый образ жизни. Проблема больного не в остановке пьянства (хотя многие переживают эту остановку болезненно). Проблема больного и цель настоящего лечения – в сохранении и поддержании трезвости, причем такой трезвости, чтобы больной не чувствовал себя ущербным, неполноценным. Трезвость должна иметь качественную привлекательность для больного.

После прекращения употребления алкоголя в помощь больному алкоголизмом должны включаться психотерапевты, психологи, а также специально подготовленные параспециалисты (больные алкоголизмом, имеющие длительный опыт трезвости). Большую роль в этой работе играет Сообщество Анонимных Алкоголиков (добровольное объединение больных алкоголизмом, желающих достичь устойчивой трезвости).

Обязательно проводится работа с родственниками больного, с его семьей, так как за годы пьянства в семье происходят различные нежелательные процессы, отношения между членами семьи становятся патологическими.

Меры профилактики и защиты

Профилактика алкоголизма предполагает: с одной стороны, контроль за производством и потреблением алкоголя на разных стадиях - государственном, макро- и микросоциальном, семейном, индивидуальном; с другой стороны – раннее выявление лиц, злоупотребляющих алкоголем и оказание им соответствующей медико-психологической помощи.

Выявление на самых ранних этапах в подростковом и даже детском возрасте предрасположенных к алкоголю людей (для этого можно ориентироваться на два определенных фактора – наследственность и особенности потребления алкоголя в родительской семье) и постоянное внимание к ним.

Информирование детей, подростков и взрослых об особенностях алкоголя, его опасных последствиях для здоровья, поведения и жизни.

Обучение навыкам сопротивления в ситуациях, связанных с употреблением алкоголя, риском развития зависимости и рецидива.

Пропаганда здорового образа жизни и предупреждение алкогольных расстройств.

В случаях возникновения любых проблем с алкоголем, следует не теряя времени обращаться за консультациями и помощью к специалистам.

Помните!

Алкоголизм легче предупредить, чем лечить!

Правила эффективного общения

 

Правила эффективного общения с подростками

Подростковый возраст полон противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется между крайностями, любит родителей и одновременно ненавидит их и т.д.

1. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний, как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя сложными и таинственными существами, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.

 2. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Терпимо относитесь к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись вами.

 3. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя так же, как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни взрослых, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается отход от родителей.

 4. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка со взрослыми. Многоэтапной задачей взрослых является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.

 5. Не акцентируйте слабые стороны подростка. При обнаружении другими его слабых сторон характера подросток чувствует боль.

 6. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от Вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Взрослые должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.

 7. Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Взрослые, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые педагоги, родители излишне торопятся точно сообщить где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления с упрямством и злобой. Таким образом, иногда правда превращается в смертельное для отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до истины.

 8. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых взрослых, особенно родителей, невозможным.

 9. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений, типа: «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше, чем тебя…».

 10. Не навешивайте ярлыков: «Аня глупая и ленивая. Она никогда ничего не добьётся». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают.

 11. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение взрослых к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или отрытую возможность сделать выбор.

 12. Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».

Как уберечь ребенка от суицида.

 

Как уберечь подростка от насилия .

Ваш ребенок становится взрослым, он изменился физически, постепенно превращаясь в юную девушку или парня. Расширяется круг его общения, его тянет к сверстникам, друзьям, приятелям. В этом возрасте на пути подростка встречается много соблазнов и опасностей. В этот период вы, родители, должны быть ближе к своему ребенку, не провоцировать его своим поведением на совершение необдуманных поступков. Вы должны стать своему ребенку советчиком и другом, помощником в самых трудных и непредвиденных ситуациях. Чтобы таких ситуаций было меньше, старайтесь исправить проблему, которая может разобраться. Для этого предложите своему ребенку следующие правила, которые помогут в самых непредвиденных ситуациях и сохранят жизнь.

Уходя из дома , обязательно скажи, куда идешь и когда вернешься. Обязательно извести о перемене планов. Обязательно оставь номер телефона или адрес, по которому можно с тобой связаться. По указанному вами адресу и телефон, оставь родителей в это время дома нет, оставь им записку.

Выходя из дома , всегда бери с собой немного денег на крайний случай. Трать эти деньги только в исключительных случаях (срочный звонок, возможность доехать до дома).

С ними, по возможности, возвращайся. Если ты едешь к друзьям, оставь родителям телефонных друзей на тот случай, если ты не позвонишь. Старайся возвращаться домой не в одиночку и не очень поздно.

Если ты чувствуешь , что тебя кто-то преследует, не беги, старайся обратить внимание прохожих на себя.

Никогда не садись наугад в попутные машины и не соглашайся на предложения подвезти тебя от людей, которых ты не знаешь. Ехать ты можешь только с теми людьми, которых ты очень хорошо знаешь, кому доверяешь.

Если ты входишь в подъезд своего  дома и встречаешь там незнакомого тебе человека, будь осторожна, попробуй выйти и дождаться кого-нибудь из жильцов, вместе с тобой вернешься в подъезд.

Если тебя просят найти улицу или дом , не спеши сразу с людьми идти куда-либо. Постарайся объяснить, стоя на месте или адресуй их к кому-нибудь из взрослых.

Если молодой человек склоняет тебя к близости , помни, что у близости есть последствия.

Если в вечеринке , на которую пригласил тебя твой парень, участвует парней с явным перевесом больше, чем девушек, это может быть «ловушкой» для тебя. Старайся сразу уйти.

Если ваш ребенок подвергается насилию .

Застраховаться от насилия. Его, в некоторых случаях, можно исправить. Если это произошло, считать, что жизнь ваша и ребенка закончилась. Нужно продолжать жить и ни при каких условиях не превращать жизнь ребенка, подвергшегося насилию, в ад в собственной семье.

Первое , что должен сделать отец и мать подвергнувшегося насилию ребенка, - выслушать его . Необходимо ребенка успокоить и проявить к нему ласку и родительское тепло.

Необходимо помнить, что от подобной ситуации не застрахован ни взрослый, ни ребенок.

Необходимо заявить в милицию  или вызвать ее и обратиться за медицинской помощью . Нельзя откладывать это на «потом». Не мыть и не переодевать ребенка до осмотра врача-эксперта.

Нельзя молчать о случившемся . Это может привести к стойким неврозам у ребенка, и тем самым повторением насилия, но уже с другим ребенком.

Не оставлять ребенка наедине со своими мыслями , как можно больше с ним общаться, разговаривать на отвлеченные темы.

Не обсуждать эту проблему с другими взрослыми в ребенке .

Не укорять ребенка случившимся  и не позволять этого делать кому бы то ни было.

Любить своего ребенка, несмотря ни на что  и демонстрировать ему это. Не возводить своего ребенка в ранг несчастного и ущербного человека.

 

Как уберечь ребенка от суицида

 

Как уберечь ребенка от суицида.

Рекомендации родителям.

 

Самоубийство - это реакция ребенка на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Я хочу рассказать Вам, уважаемые родители, о причинах детского суицидального поведения, признаках, по которому можно понять, что ребенок задумал неладное, а так же о, как Вы можете предотвратить появление суицидальных мыслей у своего ребенка.

 

Ситуации, которые могут спровоцировать самоубийство ребенка:

Конфликтные отношения в семье;

Насилие в семье (физическое, психическое, сексуальное);

Недостаток внимания и заботы;

Авторитарное властное поведение родителей;

Развод родителей;

Психические отклонения у родителей;

История самоубийства и суицидальные попытки в семье;

Смерть значимого человека;

Разрыв отношений с любимым человеком;

Конфликты со сверстниками;

Переживание обидной, несправедливой, оскорбительной ситуации, унижающей чувство собственного достоинства;

Постоянные издевательства, запугивание со стороны сверстников;

Высокие требования к учебе и ожидание результатов, которых подростку достигают.

Нежелательная беременность, аборт и его последствия;

ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, переданной половым путем;

Серьезная физическая болезнь;

Психические расстройства ребенка (депрессия, психоз, дезадаптация, отклоняющееся поведение).

 

Мотивы суицидального поведения

Обида, чувство одиночества, отчужденности, непонимания со стороны родителей или сверстников;

Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;

переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей их семьи;

Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

Страх позора, насмешек или унижения;

Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

- Безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду, несоблюдение правил гигиены, изменение привычек сна и / или питания.

- Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенныйетит с саморазрушающими мыслями.

- Безразличные или наоборот неадекватные реакции на ситуации неудач в повседневной жизни.

- Внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом человека обратить на него внимание, помочь ему;

- Употребление спиртного и / или наркотических средств;

- Совершение неоправданно рискованных поступков;

- Внезапное снижение школьной успеваемости, активности, потеря интереса к окружающей жизни;

 - Противоречивость в отношениях и мыслях, например: одновременно любит и ненавидит родителей, братьев и сестер;

- Написание прощальных записок или записок-завещаний, раздача подарков окружающим. Некоторые люди планирующие суицид, большие раздают близким, друзьям свои вещи;

- Частое прослушивание печальной, депрессивной музыки.

 

 

Советы для родителей

1. Открыто обсуждайте школьные и личные проблемы детей;

2. Помогайте своим детям ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним;

3. Не оставляйте ребенка один на один с проблемой. Учите его способам разрешения жизненных ситуаций;

4. Обязательно оказывайте содействие в преодолении препятствий.

5. Одобряйте и поддерживайте словом и делом любые стоящие положительные начинания ребенка;

6. Не используйте физические упражнения ни при каких условиях;

7. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком. Любите и проявляйте заботу о своих детей вне зависимости от возраста, будьте внимательны и, что особенно важно, деликатными с ними;

8. Умейте показывать свою любовь к ребенку, чаще обнимайте и целуйте его;

9. Научитесь принимать своих таких детей, какие они есть. "Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость. Поэтому любите своих детей, будьте искренними и честными с ними;

10. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;

11. Будьте внимательным слушателем;

12. Помогите определить источник психического дискомфорта;

13. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;

14. Помогите ребенку осознать его личностные возможности, покажите свою веру в силы ребенка;

15. Не читайте нотации, не предлагайте неоправданных утешений, не высылайте его мысли и идеи;

16. Не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.

17. Помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения;

18. Не игнорируйте ребенка, его желание получить внимание.

 

{tab Гендерное воспитание подростков}

Особенности гендерного воспитания подростков

 

Мальчиками и девочками рождаются, мужчинами и женщинами становятся. Одной из ключевых точек в этом становлении кризис подросткового возраста. От того, с кем себя будет отождествлять подросток, зависит то, он вырастет: невнятным персонажем или полноценным представителем своего пола, с присущим ему образом и моделями поведения.

Полезно вспомнить, что набор физических характеристик - это пол. А гендер - пол с социальной точки зрения: набор стратегий поведения, ощущений, восприятия себя в соответствии с определенным полом. В каждой культуре ему соответствует набор стереотипов: что должно и что не должно делать мальчики и девочки. С младенчества гендерные модели формируются у ребенка через подражание, повторение за родителем своего пола.

Главной же чертой подросткового периода является желание обрести самостоятельность, отделиться от родителей. Здесь отрицание родителей через отрицание гендера или поиск нового кумира для копирования.

Бунт против гендера.

Почему в подростковом возрасте может произойти переосмысление гендера? Одной из основных функций подросткового периода является ревизия установок, которые были усвоены с детства. Подросток как бы проверяет их на прочность: моё - не моё. Чем больше давление папы и мамы оказывали на ребенка (с особым рвением воспитывали «девочку-припевочку» или «мужика»), тем с большей вероятностью этот аспект может быть пересмотрен подростком в первую очередь. Отрицание своего пола может символизировать отрицание всех правил, навязанных родителями.

Пример для подражания

Наблюдения за родителями часто не дают подростку ответа на вопрос, как вести себя в межполовых отношениях. В лучшем случае он видит, как родители проявляют заботу друг о друге, но чаще всего, к сожалению, не видит и этого. Дети ищут новые модели для подражания и ответы на актуальный запрос - как быть успешным и популярным среди сверстников, как позиционировать себя, как привлекать внимание противоположного пола - и обращаются к образам современной культуры и к Интернету.

Допустим, ребенок «подсел» на некоего видеоблогера и стремится подражать ей (ему) в позиционировании, одежде и образе мыслей. А видеоблогер - несуразный персонаж, который одевается так, что не поймешь - мальчик он или девочка, ведет себя вызывающе и похабно, транслирует сомнительный образ жизни. Вы узнали об этом и ясное дело, пришли в ужас. С вашей точки зрения, это плохой пример для подражания - вы боитесь, что он может быть вреден для вашего ребенка. Как можно повлиять на ситуацию?

Стратегия запрета

 

Поставить ограничение на доступ в Интернет, запретить смотреть ролики этого блогера под угрозой «если я ещё раз увижу - останешься без…», выкинуть все «кумирские» вещи и атрибуты принадлежности к этой культуре. Вроде бы опасность устранена физически, устрашен наказанием - можно быть спокойным. Но…

 

Подросток уже не ребенок, и первое, что он перестает делать в этом своем статусе, – прямо подчиняться воле родителей. Ваша стратегия вызовет у него протест и приведет к мысли, что родители очень от него далеки и ничего не понимают. Протест подростка может быть явным или скрытым: о первом вы узнаете сразу, во втором случае подросток закроется, отгородится, будет делать все то же самое, только вы об этом не узнаете.

 

В ответ на запрет подростки стремятся нарушить его, делать назло, может даже в большем масштабе, чем они изначально планировали.

Стратегия альтернативы

 

Что делать? Родители могут сохранить свое влияние через принятие интересов ребенка и присоединение к ним.

 

Допустим, вы узнали о новом кумире дочери или сына-подростка. Прежде чем вешать клеймо, проявите интерес. Попросите рассказать о нем, показать аккаунт, фото и видео. Спросите ребенка, что именно в нем кажется восхищающим и клевым. Потратьте время на то, чтобы самостоятельно изучить контент, обсуждайте этого героя с подростком, даже если он вам не нравится. Он нравится вашему сыну или дочери, он популярен в их окружении – если вы захлопните заслонку от этого для себя лично, персонаж все равно будет жить в мире вашего ребенка.

 

Если же у вас с подростком установились доверительные отношения, он чувствует, что вы на его стороне и легко делится с вами тем, что ему интересно, вы также можете присоединять его к тому, что интересно вам. Если вы не оказываете давление, не навязываете ему свою позицию – он не закрывает свои границы, а вы оставляете себе возможность косвенно формировать его взгляды, в том числе и в вопросах гендерного поведения. Вы сможете направлять своего ребенка, давая ему «правильные», с вашей точки зрения, образы женщин и мужчин, чтобы он мог выбрать их себе в качестве примера для подражания.

Альтернативы

 

Навык подавать подростку альтернативы – это искусство, но вполне доступное. Задача родителей в контексте гендера – показать, что красота, женственность и мужественность бывают разными, не только теми, которые популярны в его среде. Этот опыт – разной красоты, разного стиля – подростку важно получить. Очень полезно смотреть вместе фильмы разных эпох, обращая внимание и на манеры, и на одежду, и на то, какие качества ценились в женщинах и мужчинах.

 

Подростки очень часто сталкиваются с чувством неуверенности в себе. Если мальчик переживает, что он худой и высокий, подберите для него фильм об эпохе Средневековья в Европе, где внешнее изящество мужчины считалось признаком достоинства и благородства. Пусть увидит, что это может быть красивым. Да и родителям полезно посмотреть на выхолощенных франтов, которые ухаживали за собой не менее тщательно, чем женщины, – чтобы не видеть в желании ухаживать за собой признаки нетрадиционной ориентации. Вообще из исторических фильмов в данном контексте можно почерпнуть массу знаний, наблюдая за внешним видом, манерами, стратегиями поведения, представлениями о доблести и чести” и многом другом, что сказывается на формировании личности. Экранизации романов или просто качественные фильмы, такие как «Джейн Остин» или «Билли Эллиот», без нравоучений покажут подростку нюансы дружеских и любовных отношений.

 

В процессе формировании новой идентичности, в том числе гендерной, подогреваемый стремлением отделиться от родителей подросток ищет новые образы для подражания. Стратегия подчинения авторитету больше не работает, а запреты и попытки вернуть себе авторитет силой чреваты отторжением со стороны подростка. Родители могут сохранить свое влияние на ребенка через принятие его интересов, присоединение к нему и демонстрацию альтернативных (лучших с их точки зрения) образцов женского и мужского поведения.

 

Психическое здоровье подростка

Как сохранить психическое здоровье подростка

 

·                   Всегда находите время поговорить с подростком. Интересуйтесь его

проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

 

·                   Не оказывайте нажима на своего  ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

 

·                   Научитесь относиться к своему ребенку как к равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

 

·                   Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного

воспитания подобные формы воздействия.

 

·                   Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким его успехам.

 

·                   Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте ему прощать, «лечите» его добром.

 

·                   Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете его самооценку. Сравнивайте его с ним же самим, но менее успешным.

 

·                   Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» подростку.

 

·         Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своём ребёнке.

·         Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье ни чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

·         Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.

·         Не ограничивайте подростка в общении со сверстниками.

·         Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.

·         Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

·         Следите за своей внешностью и поведением. Подросток должен гордиться вами!

Конфликт с подростком

Правила общения при конфликте с подростком.

 

В позиции слушающего...

o        проявите терпимость: не прерывайте подростка, не мешайте ему высказаться; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это. Помните, что ваша задача как слушающего — помочь ребенку в выражении своих проблем;

 

o        не давайте оценок подростку: если вы будите оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать подростка ;

 

o        не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал. Часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно   подросток может рассчитывать на него с самого начала — и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.

 

В позиции говорящего...

o        не обвиняйте — не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте еще кого-то в том, что случилось;

 

o        не придумывайте — не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;

 

o        не защищайтесь — сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах. Сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого  ждите, что то же самое сделает и ребенок;

 

o не характеризуйте - не описывайте личностьподростка, тем более говоря «ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод» и т.п. Старайтесь выразить то, что вас беспокоит по существу;

 

Не обобщайте - избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения подростка, приведите пример поведения подростка, который вы оба с ребенком хорошо помните.

 

Конфликт может обладать как созидательной, так и разрушительной силой. Не разрешается конфликт друг с другом, неверно, не разрешается конфликт друг с другом. В итоге конфликт может нанести серьезную психическую травму. Она может остаться у человека на всю жизнь и даже изменить ее в худшую сторону.

{/ tabs} 

 

     

Учреждение образования «Оршанский государственный колледж продовольствия имени Н.А.Корначёнка»

сайт зарегистрирован 23 марта 2016 года, регистрационный номер 300054032