^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

Рекомендации по реализации

информационно-образовательного проекта

«Школа Активного Гражданина»*

в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, в 2024/2025 учебном году

 

В 2024/2025 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, будетпродолжена реализацияинформационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» (далее–проект«ШАГ»). Мероприятия проекта будут проводиться один раз вмесяц врамках информационного часа (каждый четвертый четверг месяца).

В2024/2025учебном году реализацию информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для обучающихся 1-2 курсов рекомендуем продолжить под девизом «Время выбрало нас, молодежь выбирает Беларусь!».

Материалы будут ежемесячно размещаться на сайте УО РИПО (Главная / Идеология и воспитание / Воспитательные информационные ресурсы / Информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина»: информационные материалы, презентации).

Ключевой идеей тематических мероприятий является продолжение дискуссии с учащимися о самоопределении в жизни, знакомство с представителями молодежи, занимающими активную гражданскую позицию, достигшими определенных успехов в профессиональной и общественной жизни.

Молодость – это фундамент, на котором строится дальнейшая жизнь. Основная цель мероприятий проекта «ШАГ»: помочь молодым людям найти свое место в обществе, научиться приносить пользу людям, своей стране, реализовать себя, выстроить жизненную перспективу.

При проведении мероприятий проекта следует сохранить логику поэтапного представления, обсуждения информации, а также форму организации работы.

С учетом 100-летия белорусского кино (17 декабря 2024 г.) при подготовке к мероприятиям проекта «ШАГ» следует организовать просмотр отечественных документальных и художественных фильмов, соответствующих предложенной тематике мероприятий, с их последующим обсуждением. Также при подготовке вышеназванных мероприятий особое внимание следует уделить мероприятиям, посвященным 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 80-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Инициативная группа может использовать различные цифровые технологии, сервисы и инструменты, позволяющие активизировать учащихся: веб-квест, кроссворд, викторина, презентация, лента времени, интеллект-карта, мультимедийный репортаж, инфографика, игра, ребус, коллаж, постерный доклад, облако слов, интерактивный рабочий лист, QR-код и др.

ШАГ 1рекомендуется проводить в форме интеллектуальной игры «Мы узнаём», где обучающиеся познакомятся с лучшими представителями белорусской молодежи, известными во всей стране, актуализируют знания о соответствующей сфере деятельности (примерная тематика представлена в Приложении).

В ШАГе 2 следует организовать знакомство обучающихся с земляками – лучшими представителями молодежи своего региона, которые реализовали себя в соответствующей сфере деятельности. Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в колледже в ходе предварительной подготовки совместно обучающимися и педагогами.

ШАГ 2 может быть проведен с приглашением выбранных молодых людей в виде брифинга[i][1] или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[2]. При отсутствии такой возможности инициативная группа обучающихся готовит презентацию, посвященную земляку (землякам), и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими обучающимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий (пара ведущих, например, педагог и обучающийся либо юноша и девушка) организует с обучающимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

В ШАГе 3 ведущий подводит итоги, организует рефлексию. По результатам каждого мероприятия проекта «ШАГ» обучающиеся совместно с педагогами будут создавать «Дерево идей и инициатив» в традиционном или цифровом исполнении с использованием схем, диаграмм, таблиц, рисунков, иных элементов инфографики, фотографий и рисунков с указанием идей, предложений, действий по теме проводимых мероприятий и обязательным размещением на сайте колледжа в соответствующем тематическом разделе. С этой целью можно использовать технологии мультимедийного лонгрида, скрайбинга и др.

При подготовке и проведении мероприятий республиканского проекта «ШАГ» можно использовать материалы изданий «Я – гражданин Республики Беларусь», «Гордость ЗА Беларусь. События. Факты», «Родина моя Беларусь. Знай, помни, береги», «Детям о выборах: просто о главном», «Детям о Конституции: просто о главном», «Выборы. Будущему избирателю» и др.

 

 

 

 

Примерная тематика мероприятий республиканского

 

 

информационно-образовательного проекта

«Школа Активного Гражданина» в 2024/2025 учебном году

 

№ п/п

Дата

проведения

Примерная тематика мероприятий

1.

26.09.2024

«Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых; республиканский совет учащихся (молодых профессионалов) при Министерстве образования Республики  Беларусь, идеи для развития своего региона)

2.

24.10.2024

«Молодость – время выбора. Молодежь – за милосердие» (о волонтерской деятельности; волонтерские отряды)

3.

28.11.2024

«Молодость – время выбора. Что может БРСМ?» (о возможностях развития и самореализации членов ОО «БРСМ», деятельности Республиканского союза работающей молодежи)

4.

26.12.2024

«Молодость – время выбора. Путь к успеху» (основы профессионального выбора; встречи с молодыми профессионалами с активной гражданской позицией)

5.

23.01.2025

«Молодость – время выбора. Зову в свою профессию» (преимущества национальной системы профессионального образования; встречи с выпускниками, добившимися успеха)

6.

27.02.2025

«Молодость – время выбора. Молодежь – за здоровый образ жизни» (здоровый образ жизни; возможности для оздоровления и занятий спортом; профилактика наркопотребления и других вредных привычек)

7.

27.03.2025

«Молодость – время выбора. Молодежь – за Союзное государство» (о молодежных проектах и инициативах Союзного государства Беларуси и России)

8.

24.04.2025

«Молодость ‑ время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, право избирать и быть избранными в государственные органы)

9.

22.05.2025

«Молодость – время выбора. Наследники Победы» (об участии в военно-патриотических акциях, Вахтах Памяти, деятельности поисковых отрядов, музеев и др.)

 

 

 

Методические материалы по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ»* - «Школа Активного Гражданина» - в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, в сентябре 2024 года

 

 

 

 

 

 

Информационные материалы для интерактивной викторины «Мыузнаем»

 

Датапроведения:26.09.2024

 

Тема:«Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь  исейчас»(одеятельностиоргановученическогосамоуправления;молодежны йпарламент;СоветмолодыхученыхприМинистерствеобразованияРеспублики Беларусь,идеи для развития своегорегиона)

 

  1. Каковыосновныенаправлениядеятельностиученическогосамоуправленияв учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (далее ПТО и ССО)?

Ученическоесамоуправление–системажизнедеятельностиколлектива,которая помогает обучающимся учиться, принимать решенияидействоватьсамостоятельно.Онаработаеттак,чтобыобучающиеся могли вместе с педагогами и руководством учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО стремиться достигать важныхцелейвобразовательномпроцессе.Органыученического самоуправления принимаютактивноеучастиев подготовкеи проведениимероприятий по основным направлениям воспитания,определеннымв Программе непрерывного воспитаниядетейиучащейсямолодежи.

Органы ученического самоуправления избираются самими обучающимися по определенным направлениям,  касающимся организации их жизнедеятельности в учреждениях образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО. Содержание деятельностиученическогосамоуправлениявучреждениях образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО,обусловлено содержание м и основными направлениями государственной молодежной политики,среди которых:

  • гражданскоеипатриотическоевоспитание;
  • формированиездоровогообразажизни;
  • реализацияправана образование;
  • реализацияправана труд;
  • реализацияправанаотдыхивыборзанятийвовнеучебноевремя;
  • реализацияправанаобъединение;
  • развитиеиреализацияобщественнозначимыхинициативобучающихся;
  • взаимодействиеи   сотрудничество   ученического   самоуправления сгосударственными учреждениями,общественными объединениями,семьямиобучающихсяи др.

Справочно. Развитие органов ученического самоуправления в учреждениях образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО должно соответствовать целям, ради которых работают обучающиеся. Эти цели могут меняться взависимостиотзадач,которыестоятпередученическимколлективом. Поэтому важно находить такую организационную структуру, котора я сочетает в себе постоянные органы самоуправления, деятельность которых регламентирована локальными актами, ивременные органы, создаваемые для решения текущих задач. Также возможно изменение функций постоянных органов, если меняются стратегические задачи.

 

  1. Посмотрите     видеоролик     «Молодежный     парламент     приНациональном               собрании               Республики               Беларусь»(https://youtube.com/watch?v=J1nglI-EsrM&si=ZXhp-uq7sC2MMGH8 (продолжительностьс 00.21до00.54,с02.44до03.25,с11.15до13.56). Каково предназначение Молодежного парламента?

Цельдеятельность Молодежного парламента–это работа поучастиюв создании и и зменении законов,которыезащищаютправаиинтересымолодежи в стране. Это значит, что молодые парламентарии заботятся о том,чтобы у молодежи были все необходимые права и возможности для развития,образованияи работы.

ЗадачиМолодежногопарламента:

координация деятельности молодежных консультативно-совещательных органов (парламентов, советов, палат) при органах местного управления и самоуправления(далее–органы молодежного парламентаризма);

приобщение молодежи к парламентской деятельности, формирование правовой и политической культуры молодежи;

участие в разработке проектов нормативных правовыхактов,затрагивающих права и законные интересы молодежи;

участие в формировании и реализации государственной молодежной политики;

участие в работе по созданию условий для эффективной реализации потенциала молодежи и ее активногоу частия в социально

-экономическихи общественно-политическихпроцессах;

изучение существующих проблем в молодежной среде и выработка предложений по их решению;

обеспечение взаимодействия депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусьс молодежью, молодежными общественными объединениями;

подготовка информационно-аналитических материалов о деятельности органов молодежного парламентаризма вРеспубликеБеларусь;

участие в разработке и реализации государственны хпрограмм (подпрограмм) в сфере государственной молодежной политики; содействие реализации молодежной кадровой политики;

развитие международного молодежного сотрудничества, в том числеучастиевработемеждународныхпарламентскихструктуриихорганов.

Справочно. Молодежный совет(парламент) при Национальном собрании Республики Беларусь создан в июле 2020 года и является консультативно-совещательныморганом,осуществляющимсвою деятельностьна общественныхначалах.

Всостав Молодежного парламента включаются представители молодежив возрасте от 18 до 31 года, являющиеся гражданами Республики Беларусь. От каждогорайона и города областного подчинения президиумы соответствующих местных Советов депутатов базового территориального уровня делегируют в состав Молодежного парламента по одному кандидату. От города Минска президиум Минского городского Совета депутатов делегирует 10 кандидатов. Решение о делегировании кандидата всоставМолодежногопарламентапринимаетсяпослеобсуждениякандидатурназаседанияхпрезидиумовсоответствующихместныхСоветовдепутатов.СрокполномочийМолодежного парламента – двагода.Полномочия начинаются со дня первого заседания вновь избранного Молодежного парламента и заканчиваются в день открытия первого заседания Молодежного парламента нового созыва.

Работа Молодежного парламента осуществляется в форме заседаний, деятельности президиума, комиссий, других органов Молодежного парламента, а такжеприсутствия членов Молодежного парламента на открыты хзаседаниях Палатыпредставителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь,их постоянных комиссий и в иных формах в соответствии с Положением и Регламентом Молодежного парламента.

3.Какие условия созданы в Республике Беларусь для организации научно-исследовательской деятельности обучающихся?

В Республике Беларусь созданы следующие условия для организациинаучно-исследовательскойдеятельности учащихся:

  1. Конкурсы и олимпиады. Регулярно проводятся научные конкурсы,олимпиады и конференции для обучающихся, где они могут представлять свои исследования и проекты.Это даетвозможность нетолько продемонстрировать свои знания, но и получить признание за свои достижения.

Так,наРеспубликанскойнаучно-исследовательскойконференцииучащихся, ежегодно, собирается талантливая молодежь. Делегаты из разных уголков страны представляют свои исследовательские проекты,охватывающие широкий спектр дисциплин – от естественных и точных наукдо гуманитарных  и социальных исследований.Конференция стала площадкой для обмена идеями, где участники не только презентуют свои работы, но и активно обсуждают актуальные проблемы, стоящие перед современны мобществом.

Значимое событие в системе образования страны представляет собой и Республиканская олимпиада по учебным предметам, объединяющая

учащихся,педагогов и экспертов всфере образования.Олимпиада проходит в четыре этапа:первыйэ тап–в учреждениях образования, второй

  • районный,третий–областной,четвертый этап–республиканский (заключительный). Цель мероприятия–выявлениенаиболееспособных,одаренныхучащихсяучрежденийобразованияиподготовкаихкучастиювмеждународныхолимпиадах,конкурсах,конференциях.
  • Тематические лагеря и программы. Существуют различные летниелагеряипрограммыдляучащихся,направленныенаразвитиенаучныхнавыков. Например, Национальный детский технопарк и IT-академия R:EDвыступаюторганизаторамидетскогоIT-лагеря«Цифроваядолина»,гдеталантливые дети и подростки, в возрасте от 6 до 16 лет, имеют возможностьнетолько   отдохнуть,   но   и   погрузиться   в   мир   высоких   технологийивоплотитьсвоихайтек-идеивжизньприподдержкеопытныхпреподавателей-практиков.
  • Сотрудничествоснаучнымиорганизациями.Учебныезаведенияналаживают контакт с научными институтами и университетами,чтопозволяетучащимсяработатьнадреальныминаучнымипроектамиподруководством опытных исследователей, дает доступ кресурсамипрофессиональномуопыту.Сотрудничествоосуществляетсячерезпрограммыстажировокучрежденийвысшегообразования,научныекружкии конкурсы исследовательских работ. У обучающихся появляется возможностьприменить теоретические знания на практике. Так, молодые исследователиподруководствомопытныхпреподавателейучаствуютвразработкеинновационныхтехнологийирешенииактуальных проблемобщества.

Одним из ярких примеров такого взаимодействия является организациянаучныхсимпозиумов,участиевконкурсахивыставкахнаучныхработ,гдеучащиесямогут представлятьсвои проектыиполучать обратную связьот преподавателей. Это не только стимулирует интерес к науке,ноиформируетумолодежинеобходимыенавыкикритическогомышленияикомандной работы.

Такимобразом,сотрудничествомеждуучреждениямиобразования инаучнымиорганизациями Беларуси создает благоприятные условия для формированияновогопоколенияисследователей,готовыхвноситьвкладвразвитиенаукиитехнологий страны.

Такжеважноотметитьвнедрениевобразовательныйпроцесссовременных технологий – использование научных лабораторийикомпьютерногомоделирования,которыеоткрываютновыегоризонтыдля проведения экспериментов и анализа данных. Это не только развиваеткритическоемышление,ноиподготавливаетобучающихся учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССОкбудущейакадемическойи профессиональнойдеятельности.

  1. Информационныересурсы.Доступкбиблиотекам,научнымжурналамиинтернет-ресурсампомогаетучащимсянаходитьнеобходимую информациюдлясвоихисследованийидр.Крупныеакадемическиебиблиотеки,такиекакНациональнаябиблиотекаБеларуси,предлагаютнетолькопечатныематериалы,ноидоступкобширнымбиблиотечнымархивамиколлекциям,гдеучащиесямогутвоспользоватьсямеждународныминаучными публикациями и журналами. Виртуальные библиотеки становятсяособенновостребованнымидляглубокогоизучениятем,которыеранеетребовализначительныхвременныхзатратифизическогопребываниявбиблиотеке.Средимножестваресурсовможновыделитьспециализированныебазыданных, которые обеспечивают прямой доступкнаучнымстатьям,диссертациямидругим научнымпубликациям.

Мощной платформой для поддержки и развития системы образованиястраны является Национальный образовательный портал. Это современныйинформационно-образовательныйресурс,который:

  • - создандляобеспечения   комплексной   (информационной,   научно-иучебно-методической,консультационной)поддержкивсехучастниковобразовательногопроцессав учреждениях образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО;
  • - нацеленнасозданиеусловийдлямноговекторнойкоммуникациипедагогов,учащихся,ихзаконныхпредставителей,атакжеспециалистовструктурныхподразделенийобластных(Минскогогородского)исполнительныхкомитетов,городских,районныхисполнительныхкомитетов,местныхадминистрацийрайоноввгородах,осуществляющихгосударственно-властныеполномочиявсфереобразования,системыдополнительногообразованиявзрослых,представителейобщественностии др;
    • призванпредоставитьравныйдоступккачественнымобразовательнымуслугам.

Национальныйобразовательныхпортал–открытыйинструментнакопленияииспользованиянаучной,научно-иучебно-методической,практико-ориентированной и другой информации, необходимойдля организации образовательного процесса и управления им в учреждениях образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО. Крометого,рядданных учреждений создаютсобственныеплатформы,предоставляядоступкматериалам,которыемогутбытьнедоступнывоткрытомдоступе.Важно,чтосучетомсовременныхтехнологий, интернет-ресурсы играют значимую роль в обеспечении доступак академическим статьям и исследованиям, способствуя свободному обменузнанийи информации средиучащихсяи молодыхученых.

В школах, гимназиях и лицеях страны внедряются программыиинициативы,которыестимулируютучащихсязаниматьсяисследовательскойдеятельностью.Многиеучреждения образования, реализующие образовательные программы ПТО и ССО имеют научныеобъединения,кружкиисекции,гдеобучающиесямогутзанятьсяизучениемактуальныхпроблем вразличныхобластяхнауки.

ЭтиусловиясоздаютблагоприятнуюсредудляразвитиянаучныхинтересовинавыковумолодеживРеспубликеБеларусь.Государствоактивноподдерживаетнаучные инициативы, выделяя финансированиеиресурсы дляразвитиямолодежной науки.

 

4.Как в Республике Беларусь реализуется право молодых ученыхвыступать с инициативами и предложениями по вопросам, касающимсяих деятельности?

ПриМинистерствеобразованияРеспубликиБеларусьдействуетконсультативно-совещательныйорган–Советмолодыхученых(далее–Совет). Совет был создан 9 марта 2020 года. В настоящее время в составСоветавходятпредставители41учреждениявысшегообразования.

Молодыеученые(аспиранты,соискателиидокторанты,научныеработники,педагогическиеработникиизчислапрофессорско-преподавательскогосоставаучрежденийвысшегообразования,атакжеподчиненныхМинистерствуобразованияРеспубликиБеларусь(далее–Министерствообразования)государственныхнаучныхорганизацийввозрасте до 30лет (без ученой степени), до 35лет (приналичии ученойстепени)) имеют право выступать с инициативами по вопросам, касающимсяихдеятельностиивноситьпредложениянарассмотрениеМинистерстваобразования.

Целью деятельности Совета является выработка предложенийирекомендацийМинистерствуобразованиядляосуществлениягосударственноймолодежнойполитикивобластинауки.

ОсновнымизадачамиСоветаявляются:

  • содействиепривлечениюкработевучрежденияхвысшегообразованияигосударственныхнаучных организациях талантливой молодежи;
  • поддержкаинициативмолодыхученых;
  • содействиевреализациимежуниверситетскихнаучных,научно-техническихи инновационных проектов молодых ученых, апробациии внедрению результатов таких проектов, а также других форм организациинаучнойработы молодыхученых;
  • содействие организации и проведению конференций, научных школ,семинаровмолодыхученых,созданиюиразвитиюнаучнойшколы;
  • участие в организации и проведении мероприятий по привлечениюучащихсяучрежденийобщегосреднего,профессионально-технического,среднего специального образования и студентовучрежденийвысшегообразования вуниверситетскуюнауку;
  • поддержканаучно-педагогическойдеятельности молодых ученыхи ихусилий попопуляризации науки, в том числе в средствахмассовойинформации;
  • содействие профессиональному и карьерному росту молодых ученых,повышениюихтворческойиобщественнойактивностивучрежденияхвысшегообразованияигосударственныхнаучных организациях;
  • содействиесозданиюиразвитиюсоветовидругихобъединениймолодых ученых в учреждениях высшего образованияигосударственныхнаучных организациях;
  • информационноеи иное содействие участию молодых ученыхв конференциях, семинарах, симпозиумах, стажировках, научных, научно-техническихиинновационныхпроектах,втомчислемеждународных,атакжедоступумолодежикновейшиминформационнымтехнологиями ресурсам.

СредиосновныхнаправленийдеятельностиСовета:

  • выработка предложений и рекомендаций Министерству образованиядляосуществлениягосударственноймолодежнойполитикивобластинауки;
  • помощьмолодеживосуществлениинаучнойдеятельности;
  • участие в организации и проведении мероприятий по привлечениюмолодежи вуниверситетскуюнауку;
  • международное сотрудничество с молодежными объединениямииорганизациямиповопросампроведениясовместныхнаучныхисследований,проектовипрограмм.

Мероприятия,проводимыеСоветом:

  • школамолодогоученого;
  • деньнаучноймолодежи;
  • участие в отборе заявок и проведении республиканского молодежногоинновационного проекта«100идейдляБеларуси»;
  • профориентационнаяработавучрежденияхобщегосреднегообразования.

 

5.Как в Республике осуществляется поддержка одареннойиталантливоймолодежи?

В1996годувсоответствиисуказамиГлавыгосударствавРеспубликеБеларусьсозданыСпециальныйфондПрезидентаРеспубликиБеларусьпосоциальнойподдержкеодаренныхучащихсяистудентов,иСпециальныйфонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.Этимифондамиосуществляетсявыплатастипендийиустановленныхвидовпремий,оказаниеединовременнойматериальнойпомощи.Средствафондовиспользуютсяприпроведениинациональныхимеждународных студенческих научных конференций, конкурсов, семинаров, олимпиад,а также для финансирования участия творческой молодеживмеждународных конкурсах,выставках,симпозиумах идругих акцияхвобластикультурыиискусства.Иэтотолькомалаячастьдеятельностифондов.

ТакаяподдержкаПрезидентанетолькоподчеркиваетзначимостьнаучныхикультурныхдостижений,ноиоткрываетдверикновымвозможностям. Получая стипендию, талантливые молодые люди обретаютуверенность в своих силах, осознавая, что их мечты и устремления находятсявцентре внимания государства.

Одаренные и талантливые молодые люди имеют возможность с юныхлетразвиватьсвоиспособностиисовершенствоватьмастерствоболеечемв500детскихшколахискусств,колледжахиучилищах,творческихучрежденияхвысшегообразования.Вг. Минскеоткрытыспециальныеучрежденияобразованияинтернатноготипа,гдевоспитываютсясамыеспособныеюныемузыканты,художники,танцорысовсейреспублики.ПриподдержкегосударствавБеларусиежегоднопроводятсяолимпиады,региональные,республиканскиеимеждународныеконкурсы,выставкидетского и молодежноготворчества.

Судьбакаждоголауреатавнимательноотслеживаетсяипослетого,как он вступает во взрослую жизнь. Это делается для того, чтобы создатьмаксимальноблагоприятныеусловиядлясамореализациитворческойличности с наибольшей пользой для страны. Молодым людям оказываетсяподдержкаввыборерабочегоместа,врешенииихжилищныхииныхматериальных проблем, а также в иных вопросах, связанныхсихстановлением вжизни

Таким образом, звание стипендиата и лауреата Президентского фондаслужит символом надежды и вдохновения. Это приглашение к активномуучастию вжизнистраны, гдекаждый талантимеетшанс быть замеченнымиоцененным,азначит,внестисвойвкладвобщееблагоипроцветаниенации.

 

.материалы скачать->

Методические рекомендации

по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» «Школа Активного Гражданина» *

для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования в октябре 2024 года

 

Дата проведения: 24.10.2024

 

Тема:«Молодость – время выбора. Молодежь – за милосердие»
(о волонтерской деятельности; волонтерские отряды).

 

Материалы для проведения ШАГа размещены на сайте УО РИПО https://ripo.by// Идеология и воспитание / Воспитательные информационные ресурсы / Информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина» / ШАГ 24.10.2024 «Молодость – время выбора. Молодежь ‑ за милосердие» (о волонтерской деятельности; волонтерские отряды).

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

 

Милосердие – это не просто добродетель, а фундамент для создания гармоничного мира, в котором гуманность, любовь и взаимопомощь становятся главными ценностями. Проявляя милосердие, мы придаем жизни больший смысл и делаем мир светлее, а главное, богаче и осмысленнее. Пусть каждый милосердный поступок вдохновляет нас и окружающих на добрые дела.

 

На первом этапе проекта с помощью викторины «Мы узнаём» актуализируются знания о волонтерском движении и благотворительной деятельности в Республике Беларусь, направленных на оказание помощи ветеранам, инвалидам, детям-сиротам и др.

В информационных материалах представлена информация для ответа и обсуждения по каждому вопросу. В процессе организации работы рекомендуется вовлечь в обсуждение как можно больше учащихся.

Учащимся можно предложить заранее ознакомиться с разделом «Время выбора» («Молодежное волонтерское движение) в пособии «Я – гражданин Республики Беларусь» для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания[1].

А также для просмотра рекомендуется обращение Антония Котельникова, клирика Всесвятского прихода, иерея.

 

Справочно.В процессе подготовки к мероприятию можно посмотреть следующие ролики:

«Молодость-время выбора. Молодежь за милосердие»

(https://www.youtube.com/watch?v=1wcrtb7v3w4&t=2s)

 

Волонтерство – призвание, модный тренд или работа?

(https://www.youtube.com/watch?v=J8WmsT4FxgQ)

 

Лучшие волонтеры Беларуси 2022

(https://www.youtube.com/watch?v=E12CklpN2dU)

 

«Я – ВОЛОНТЕР»

(https://www.youtube.com/watch?v=xlBsTbPnNtA)

 

 

Блок интерактивная викторина «Мы узнаём»

  1. Кто такие волонтеры? Назовите основные направления их деятельности в Республике Беларусь.
  2. Посмотрите фрагмент видеоролика «Как работает волонтерский центр Беларуси» по следующей ссылке:https://www.youtube.com/watch?v=d_x3EMThBzA(с 00.07 до 02.51). Какова роль Республиканского волонтерского центра в развитии волонтерского движения в Республике Беларусь?
  3. Каковы ключевые направления деятельности благотворительного фонда имени Алексея Талая? Как можно стать волонтером фонда?
  4. Какие волонтерские проекты в настоящее время реализует БРСМ в республике/области/районе?
  5. Посмотрите фрагмент видеоролика «Я – волонтер: фильм о тех, кто делает этот мир лучше» https://www.youtube.com/watch?v=aC6EfdO9PJk&t=9s.(с 0.00 до 2.10). Почему волонтерская деятельность важна?

 

В фокусе обсуждения: молодежная политика в Республике Беларусь; милосердие, благотворительность; волонтерская деятельность; волонтерские отряды; возможность самоопределения и самореализации учащихся; патриотизм; инициативность; активная гражданская позиция; гражданская ответственность; гражданская зрелость.

 

ШАГ 2.Знакомство с земляком (волонтером, представителем благотворительной организации).

Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и педагогом. В процессе организации работы на данном этапе следует учитывать, что не только значимые награды, звания и должности подтверждают, что вклад человека в развитие своей страны поистине ценен. Ежедневное усердие, забота о семье, активная жизненная позиция, преданность своему делу и Родине, а также приверженность моральным принципам – все это является отличительными чертами кандидатов для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа».

Данный этап может быть проведен в виде брифинга[2] или с использованием формата телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[3].

 

Примерные вопросы приглашенному:

Что в жизни для Вас является важным, к чему Вы стремитесь?

Чем для Вас является волонтерство?

Как Вы пришли к решению стать волонтером? Что Вас вдохновило на этот путь?

Что удивляет/восхищает Вас в Вашей работе?

С какими трудностями Вы сталкивались в процессе своей работы? Как Вы их преодолевали?

Какие проекты Вам больше всего запомнились?

Какой проект или инициатива, в которых Вы участвовали, оставили наиболее яркие впечатления?

С какими организациями или проектами Вы сотрудничаете? Какова Ваша роль в них?

Как Вы чувствуете себя в команде, с которой работаете?

Насколько важно поддерживать связь с другими волонтерами и благотворительными организациями?

Как реагируют люди на благотворительную деятельность и волонтерство?

Что дает статус волонтера? Имеют ли привилегии волонтеры? Если да, то какие?

В каких проектах и мероприятиях могут участвовать волонтеры?

Какие аспекты благотворительности или волонтерства Вы хотели бы видеть более активно развиваемыми в будущем?

Как можно стать волонтером?

Есть ли у Вас советы для людей, которые хотят начать участвовать в волонтерской деятельности?

 

При отсутствии возможности пригласить земляка (волонтера, представителя благотворительной организации) инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам), и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, содержащие воспоминания, пожелания и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

– Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

– Как вы относитесь к суждению, что помогая другим, мы помогаем себе?

– Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы стать волонтером?

– Какой вклад вы можете внести в развитие своего региона и страны в целом через волонтерскую/благотворительную деятельность?

 

В завершение ведущий предлагает создать «Дерево идей и инициатив» в традиционном или цифровом исполнении с использованием схем, диаграмм, таблиц, рисунков, иных элементов инфографики, фотографий с указанием идей, предложений, действий по теме проводимых мероприятий и обязательным размещением на сайте учреждения образования в соответствующем тематическом разделе. С этой целью можно использовать технологии мультимедийного лонгрида, скрайбинга и др.

 

Следующая тема: «Молодость – время выбора. Что может БРСМ?»
(о возможностях развития и самореализации членов ОО «БРСМ», деятельности Республиканского совета работающей молодежи).

 

[1] Я – гражданин Республики Беларусь: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования
(с электронными приложениями) / Г.А. Василевич [и др.] – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2023. – С. 139.

[2] Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу

[3] Проект «100 вопросов взрослому» транслируется в эфире телеканала «Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Учреждение образования «Оршанский государственный колледж продовольствия имени Н.А.Корначёнка»

сайт зарегистрирован 23 марта 2016 года, регистрационный номер 300054032