^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

 Рекомендации по реализации

информационно-образовательного проекта

«Школа Активного Гражданина»*

в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования,

 в 2023/2024 учебном году

 

В 2023/2024 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, продолжится реализация информационно-образовательного проекта «ШколаАктивного Гражданина» (далее – ШАГ) для обучающихся 1-2 курсов. Основная цель проекта – создание условий для активного вовлечения молодежи в просоциальную деятельность, формирование личности будущего рабочего и специалиста, для которой характерны патриотизм, активная гражданская позиция, ценностное отношение к достижениям страны и гордость за Республику Беларусь.

При разработке идеи для ШАГа в 2023/2024 учебном году решались задачи обеспечения активного включения учащихся в разработку содержания мероприятий, знакомства с современниками, в том числе деятелями белорусской науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками, активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны.

Мероприятия ШАГа в 2023/2024 учебном году пройдут под девизом «Родина моя Беларусь в лицах» (представлены в виде тематических блоков в приложении к данным рекомендациям).

Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках информационного часа (каждый четвертый четверг месяца). Методика поэтапной подачи и обсуждения информации сохранится, изменятся формы организации мероприятий.

ШАГ 1

предлагается проводить в форме интеллектуальной игры «Мы узнаем». Цель игры – актуализировать имеющиеся у учащихся знания о развитии определенной сферы общественной жизни Республики Беларусь (в соответствии с темой), познакомить с ее лучшими представителями (республиканский уровень).

ШАГ 2

предполагает знакомство с земляками – представителями соответствующей сферы общественной жизни (региональный уровень). Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия ШАГа определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и преподавателями. При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что бесспорно можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

ШАГ 2

может ыть проведен с участием приглашенных в виде брифинга (пресс-релиза, кворума и пр.) или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому». При отсутствии такой возможности инициативная группа учащихся совместно с педагогом готовят презентацию, посвященную земляку (землякам) и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

В ШАГе 3

ведущий подводит итоги, организует рефлексию. Учащимся предлагается обсудить создание страницы виртуального альбома (вкладки, раздела) о своем земляке (земляках), знакомство с которым состоялось в ШАГе 2. Разработанные учащимися страницы необходимо размещать, в том числе, на сайтах учреждений образования в разделах, посвященных реализации ШАГа. Итогом реализации проекта в 2023/2024 учебном году станут виртуальные информационные ресурсы о наших соотечественниках, людях, которыми мы по праву гордимся.

В каждом учреждении образования получится свой виртуальный информационный продукт, состоящий из 8 «страниц», которые станут основой итоговых мероприятий ШАГа в мае 2024 г. При проведении итоговых мероприятий проекта можно использовать такую форму организации работы, как онлайн-викторина «Славные имена земли белорусской».

Учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – УО РИПО) продолжит практику разработки информационно-методических материалов для реализации проекта. Материалы будут ежемесячно размещаться на сайте УО РИПО (Главная / Идеология и воспитание / Воспитательные информационные ресурсы / Информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина»).

При подготовке и проведении мероприятий ШАГа также следует использовать материалы издания «Родина моя Беларусь. Знай, помни, береги».Массово-политическое издание. Авторы Л.Ю.Высоцкая, А.А.Корзюк, В.И.Марахин, И.А.Марзалюк, С.Г.Мусиенко, К.В.Пекарь, Н.В.Рокоть, И.И.Ходина. «Издательство “Адукацыя і выхаванне”», 2022.

 

* Рекомендации составлены в соответствии с рекомендациями по реализации республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2023/2024 учебном году, разработанными НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина»* – для учащихся 1-2 курсов учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, в сентябре 2023 года

 

Дата проведения 28.09.2023.

 

Тема:«Родина моя Беларусь в лицах. От веселых стартов – до олимпийских вершин» (о легендах и героях спорта, развитии индустрии спорта и туризма)

 

Материалы для проведения ШАГа размещены на сайте УО РИПО https://ripo.by// Идеология и воспитание / Воспитательные информационные ресурсы / Информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина» / ШАГ 28.09.2023. «Родина моя Беларусь в лицах. От веселых стартов – до олимпийских вершин»

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на торжественной церемонии открытия II Игр стран СНГ отметил: «Мы сделали и будем делать все для того, чтобы Игры стран Содружества стали настоящим символом дружбы, мира и созидания.

Девиз наших Игр – «Сильный характер – яркая игра!». Это не только про спорт. Это про каждого из нас.

Пришло время мужественных и решительных людей, людей, способных постоять за честь страны, за победы своих отцов и будущее своих детей. Это – наше время…

Нас невозможно – ни россиян, ни белорусов, ни других – вычеркнуть из международного олимпийского и спортивного движения. Вы всегда будете востребованы. Вы всегда будете в деле».

https://www.belta.by/president/view/vystuplenie-lukashenko-na-torzhestvennoj-tseremonii-otkrytija-ii-igr-stran-sng-580611-2023/

 

На первом этапе актуализируются знания о развитии спорта и туризма в Республике Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаем», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2021/2022, 2022/2023 учебных годах.

Игра включает 5 вопросов (см. презентацию). В игре участвуют все учащиеся. Право ответа получает игрок, первым поднявший руку после сигнала. Другие учащиеся дополняют ответ. Ответы учащихся обобщаются ведущим.

В информационных материалах содержатся материалы для ответов и обсуждения по каждому вопросу. Рекомендуется вовлечь в разговор как можно больше учащихся.

 

Вопросы для интерактивной викторины «Мы узнаем»

1. Что свидетельствует о том, что здоровье людей, развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением социальной политики в Республике Беларусь?

2. Как вы думаете, какое значение для спортсменов стран СНГ в целом и Беларуси в частности имеют IIИгры стран Содружества?

3. Какова результативность выступления белорусской команды на IIИграх стран СНГ? Назовите имена белорусских спортсменов, которые своими достижениями прославили Республику Беларусь на этих играх.

4. Как вы считаете, почему развитию туризма придается особое значение в социально-экономическом развитии нашей страны?

5. Какая спортсменка завоевала первую олимпийскую медаль в истории белорусского женского фристайла?

 

В фокусе обсуждения:Беларусь в мировом спортивном сообществе, физкультурно-оздоровительная работа с населением, развитие массового спорта, белорусские спортсмены на IIиграх СНГ, гордость за свою страну, развитие интереса к различным видам спорта, туризм в Республике Беларусь.

 

Далее ведущий предлагает познакомиться с выдающимися спортсменами Республики Беларусь (см. слайды презентации «Герои спорта»).

 

ШАГ 2. «Мы размышляем». Знакомство с земляком, посвятившим свою жизнь спорту (добившимся высоких результатов в спорте).

 

Кандидатуры для знакомства на мероприятии «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и педагогическими работниками. Можно использовать информацию, предоставленную Министерством спорта Республики Беларусь. При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что бесспорно можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

 

Данный этап может быть проведен с приглашенными в виде брифинга или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[1].  

Примерные вопросы приглашенному:

Что для Вас значит спорт?

Когда Вы начали заниматься спортом?

Почему выбрали именно этот вид спорта?

Какой важный урок вы вынесли из своей карьеры профессионального спортсмена?

Какая награда для Вас, спортсмена (тренера), является самой высокой?

Были ли такие моменты в Вашей жизни, когда хотелось изменить сферу деятельности? Если да, то почему?

Спортсмен обязан стремиться быть первым. Это факт. Но стать чемпионом удается не всем. Это тоже факт. Говорят, нужно уметь проигрывать. Какой смысл, на ваш взгляд, заложен в этом суждении?

Если бы Вы снова стояли перед выбором, что бы выбрали и каких ошибок постарались избежать?

Есть ли спортсмен (тренер), которого вы считаете образцом для подражания? Почему?

Что Вам дал спорт? Чему научил?

Есть ли у вас хобби или интересы помимо спорта?

 

При отсутствии возможности пригласить земляка инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам), и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует обсуждение учащимися полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

 

В фокусе обсуждения: ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к Родине, верность своему делу, мужество, стойкость, приверженность нравственным идеалам.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

-Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

Спортивные достижения белорусских спортсменов на международных соревнованиях, Олимпийских играх позволили всему миру узнать о нашей стране.

Всем любителям спорта известно то щемящее чувство гордости за свою страну, когда наши спортсмены поднимаются на пьедестал почета и в их честь звучит Государственный гимн Республики Беларусь, поднимается Государственный флаг Республики Беларусь.

В рамках данного этапа можно предложить учащимся организовать экскурсию в Олимпийский музей или ознакомиться с экспозицией виртуально на официальном сайте Национального олимпийского комитета Республики Беларусь (www.noc.by).

 

Физической культуре и спорту в нашей стране уделяется особое внимание. Благодаря политике государства, осуществляющего поддержку спортсменов, в стране успешно развиваются более 130 видов спорта.

– Какому виду спорта чаще отдают предпочтение ваши земляки? Благодаря кому этот вид спорта стал у вас в регионе особенно популярен?

 

Беларусь известна не только как родина многих выдающихся спортсменов, но и как объект агротуризма, экологического и медицинского туризма.

– Какой объект туризма в вашем регионе привлекает больше всего посетителей? Кто особенно способствовал его развитию?

 

Далее педагог сообщает, что после каждого проведенного мероприятия в течение учебного года предлагается создать страницу виртуального альбома о своем земляке (земляках), знакомство с которым состоялось в ШАГе 2.

Разработанные учащимися страницы альбома можно будет размещать на сайтах учреждений образования в разделах, посвященных реализации проекта «ШАГ». Итогом реализации проекта в 2023/2024 учебном году станут виртуальные альбомы о наших соотечественниках, людях, которыми мы по праву гордимся.

В каждом учреждении образования получится свой виртуальный альбом (не менее 8 страниц), который станет основой итоговых мероприятий проекта «ШАГ» в мае 2024 г.

 

Следующая тема ШАГа «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания).

 

* Методические рекомендации составлены в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

 



[1] В основе технологии проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала «Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.