^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

ИНФОРМАЦИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ АКЦИЙ

МОЛОДЕЖНОЙ ДЕСТРУКТИВНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

В Республике Беларусь по призывам, опубликованным в социальных сетях и мессенджерах, проводятся акции представителей деструктивной молодежной субкультуры, называющей себя «ЧВК Редан». В нарушение требований законодательства массовые мероприятия указанного подросткового сообщества нередко сопровождаются совершением противоправных действий, в том числе массовых драк.

Справочно. «ЧВК Редан» представляет собой молодежную субкультуру. Ее участники вдохновились мангой и аниме (японские комиксы и мультфильмы) «HunterxHunter». Подростки, состоящие в этой группировке, носят длинные черные волосы и клетчатые штаны. На их одежде, как правило, изображается паук с цифрой «4».

В этой связи обращаем внимание подростков и их родителей на недопустимость нарушения действующего законодательства.

В частности, за участие в незаконном массовом мероприятии, публичные призывы к их организации и проведению санкция ч.1 ст.24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает ответственность до 100 базовых величин, общественные работы или административный арест.

Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий повлекшее по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения причинение ущерба в крупном размере, влечет уголовную ответственность. Санкция ст.369-3 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает арест, ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок.

Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких при отсутствии признаков более тяжкого преступления влекут ответственность по ч.1 ст.342 УК, санкция которой предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.

Родители и лица, их заменяющие могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 10.3 КоАП за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним правонарушений.

Уважаемые родители, установите доверительные отношения с вашими детьми, интересуйтесь их жизнью, друзьями, времяпровождением, занятостью во внешкольное время. Корректно наблюдайте за поведением ребенка, признаками включенности в субкультуры (модель поведения, одежда, сленг).

Проведите доверительные беседы, предупредив ребенка о негативных последствиях участия в подобных сообществах, ответственности за нарушение общественного порядка, незаконные массовые мероприятия.

Ваша бдительность - залог безопасности жизни и здоровья Вашего ребенка.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения

1. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, опасного для жизни, либо повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха, какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство (заболевание), иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, либо вызвавшее расстройство здоровья, связанное с травмой костей скелета, на срок свыше четырех месяцев, либо выразившееся в неизгладимом обезображении лица или шеи, -

наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

2. То же деяние, совершенное:

1) в отношении лица, заведомо малолетнего, престарелого или находящегося в беспомощном состоянии;

1-1) в отношении заведомо для виновного беременной женщины;

2) в отношении похищенного человека или заложника;

3) способом, носящим характер мучения или истязания;

4) с целью получения трансплантата;

5) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга;

6) из корыстных побуждений либо по найму;

7) из хулиганских побуждений;

8) по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;

9) группой лиц;

10) общеопасным способом, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим иное преступление, сопряженное с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения, либо ранее совершившим убийство (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 140 - 143 настоящего Кодекса), а равно в отношении двух или более лиц, либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, -

от пяти до пятнадцати лет.

Статья 293. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 361-2 настоящего Кодекса, -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

Статья 339. Хулиганство

1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), -

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) -

наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 342. Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них

1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

Статья 369-3. Публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях

Публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иная организация или проведение таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 293 и 342 настоящего Кодекса, -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок. 

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

 

Статья 19.1. Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, -

влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, -

влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо - от двадцати до двухсот базовых величин.

3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

4. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо - от двадцати до двухсот базовых величин.

5. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, -

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

6. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, -

влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо - от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

7. Сбор, получение, использование денежных средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а равно выполнение работ, оказание услуг для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо - до ста процентов от суммы (стоимости) предмета административного правонарушения с его конфискацией или без конфискации.

Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, -

влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища -

влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

 

 

Жизненные цели подростков

Какие жизненные цели и ценности определяют мировоззренческие модели современных молодых людей?

Сегодня для подростков изменился приоритет ценностей. Подростки сегодня считают приоритетными для себя цели, связанные с самоактуализацией, реализацией эстетических потребностей, потребностей в самоуважении и принадлежности к чему-то большему, чем «Я» – группе, обществу, государству, нации.

Приоритетной ценностью подростков остается здоровье, занятие спортом.

На втором месте – приобретение уверенности в будущем.

Возраст, в котором находятся ваши дети, таит свои опасности. Очень часто дети подвержены чужому влиянию, не могут сказать «нет» и поэтому попадают в неприятные ситуации. Среди причин, которые толкают подростков на необдуманные поступки можно назвать: моральную распущенность, духовную нищету, неуважение к закону, неумение анализировать последствия совершаемых действий.

Нужно опасаться проявления в ребёнке пренебрежительного отношения к учёбе, знаниям, стремлению к примитивному времяпрепровождению, преобладанию материальных потребностей, то есть «вещизма», так как все это приводит к проблемам в поведении, отсутствие мотивации, стремления и желания  прилагать усилия по достижению желаемых целей и как следствие их отсутствие.

Признаки в поведении подростка, у которых нет жизненной цели:

  • демонстративное нарушение дисциплины;
  • курение и выпивка;
  • грубость сверстникам и взрослым;
  • унижение маленьких и слабых;
  • ложь даже без причин;
  • доказывание своей правоты только с помощью силы;
  • разрисовывание стен;
  • порча имущества;
  • гуляние на улице в течение долгого времени;
  • совершение других аморальных и противоправных поступков.

Основными причинами этого является: отсутствие контроля со стороны родителей, отсутствие родительского авторитета.

Выявлено, что большая часть правонарушений совершается в вечернее и ночное время, летом и весной, т.е. тогда, когда дети находятся на улице бесконтрольно и бесцельно.

Уважаемые родители!Помните, что для активной жизни подростка и даже взрослого человека нужны стимулы, заставляющие достигать целей, двигаться вперед. Родители должны побуждать ребенка «захотеть » что-то сделать. Если у подростка богатый внутренний мир, его жизнь разносторонняя, то о стимулах можно не беспокоиться. Подростки сами могут ставить собственные цели и думать о средствах их достижения. Им свойственны: стремление к победе, активность, желание узнавать и совершенствовать себя. Мотивированные дети более успешны в учебе, причем получают от этого процесса удовлетворение и не думают о слове НАДО.

Если Вы решили, что настало время серьёзных разговоров с детьми о смысле их жизни, целях и способах достижения, сделайте это. На сегодняшний день необходимо рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п. Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, Интернете, содержащих рецепты, которые помогут подросткам добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец.

И, конечно, очень важно подросткам определить свою жизненную цель, т.е.:

-   Следовать строго к поставленной цели. Учиться ее находить.

-   Не предаваться бесплодным мечтаниям.

-  Разрабатывать конкретные планы на будущее и т.д.

Памятка для родителей

Ваши дети взрослеют, вместе с их физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

1. Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.

2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.

3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.

4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.

6. Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.

7. Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.

8. Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

Техники для постановки жизненных целей

Существуют различные техники, с помощью которых можно развивать навыки постановки жизненных целей. Наиболее действенный способ – посещение групповых тренингов для подростков, но некоторые упражнения можно самостоятельно делать дома.

1. Линия жизни.

Возьмите лист бумаги и ручку, начертите горизонтальную линию – это линия жизни подростка. Отметьте на ней сегодняшний день, затем пусть подросток (или вы с его помощью) заполнит важные моменты из прошлого. Далее предложите ему заполнить важные моменты из предполагаемого будущего, каким он его видит? Кто-то отметит поступление в вуз, кто-то – появление домашнего питомца, кто-то – собственную свадьбу.

2. Ресурсы.

Предложите подростку составить коллаж ресурсов – факторов, помогающих достижению жизненных целей. Обычно выделяется 3 группы ресурсов: внешние (место учебы/работы, место жительства, материальные возможности), внутренние (личностные качества, опыт, черты характера) и социальные (люди – преподаватели, родители, друзья, супруги). Если какая-то группа ресурсов у ребенка отсутствует, стоит обратить на это внимание: возможно, что над этой проблемой стоит поработать вместе с психологом.

3. Лестница достижений.

Предложите подростку подумать, а затем записать цель, которую он хотел бы достичь в ближайший год. После этого нужно нарисовать на листе бумаги лесенку, состоящую из 6 ступенек. Нижняя ступенька – цель только сформировалась, верхняя – цель полностью осуществлена. Предложите ребенку возле первой и последней ступеньки написать 2-3 признака, характеризующих эти положения, и подумать, на какой ступеньке достижения цели он находится в настоящий момент. Отметив свое положение на лестнице, надо написать его главные характеристики. А дальше предложите подростку порассуждать: что нужно сделать, чтобы подняться на следующую ступеньку? Какие действия уже предприняты, какие – в перспективе?

Смысл этого упражнения — придание наглядности своим целям и желаниям, деление цели на несколько этапов, упрощение своих действий.

4. Визуализация желаний

Возьмите ватман, много-много разных ненужных журналов-газет и клей. Предложите подростку вырезать из журналов и газет то, что ему хотелось бы иметь в будущем – это могут быть дети, яхты, животные, фразы — всё что угодно. Эти вырезки нужно наклеить на ватман. Обсудите с подростком то, что получилось, расспросите, какие действия нужно предпринять, чтобы все эти желания осуществились. Карту желаний можно повесить в комнате у ребенка, чтобы она была мотиватором.

 

 

Осторожно: суицид.

Памятка по профилактике суицидального поведения детей и подростков

Самоубийство (суицид) — намеренное желание лишить себя жизни.

Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды.

В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный.         

Выделяется 3 типа суицидального поведения:

  • 1) демонстративное —  без намерения покончить с собой;
  • 2) аффективное — суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта;
  • 3) истинное — обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

Причины:

  • 1. Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление);
  • 2.Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность);
  • 3.Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания);
  • 4. Конфликт, связанный с работой или учебой;
  • 5. Материально-бытовые трудности.

Выделяют следующие причины подростковых самоубийств: — конфликты с окружающими — 94%, в первую очередь с родителями — 66% — переживание обиды — 32% — чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания — 38% — состояние здоровья — 15%.

Детским попыткам самоубийств могут предшествовать: — вина и стыд за проступки; — насилие над детьми, развод родителей; — алкоголизм или амбивалентное отношение матери; — потеря близких, а также гиперопека или заброшенность.

Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

  • 1. Протест — непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.
  • 2. Призыв — желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «Посмотрите, как мене больно!»
  • 3. Избежание — устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.
  • 4. Самонаказание — протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.
  • 5. Отказ — полная капитуляция, сближение цели суицида с мотивом, нарастает серьезность.

Психологические особенности самоубийц: — Эгоцентризм. Человек весь погружен в себя, свои мучительные переживания, страдания. — Аутоагрессия. Негативное отношение к себе включает негативную самооценку, суицидальные мысли и действия. — Пессимистическая установка на перспективы выхода из кризиса, депрессия. — Паранойяльность. Одна ценность приобретает сверхценный характер, если она не удовлетворяется, то вся жизнь обессмысливается. — Система мотивов. Суицидальное поведение всегда полимотивировано и зависит от многих факторов: возраста, пола, социального, экономического положения, причины самоубийства.

Признаки появления суицидальных намерений у подростков — Сужение интересов, внутренняя концентрация; — Торможение агрессии, направленной вовне и переключение ее на собственную личность; — Желание умереть и фантазирование на темы самоубийства.

Как   относиться:

Если вы родитель, который сталкивается с какими- либо проявлениями суицидального поведения, вам необходимо знать о мифах, существующих в обществе:

  • 1) «У самоубийцы нарушена психика». Лишь 15-20%, совершивших самоубийство, психически нездоровы.
  • 2) «Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди». Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.
  • 3) «Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят». Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом ,перед неведомым и запретным.
  • 4) «Существует наследственная предрасположенность к суициду». Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.
  • 5) «Тот, кто действительно решает лишить себя жизни, вряд ли будет предупреждать об этом окружающих». Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры о собственной смерти — это признак кризиса.

Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из близких или клиентов выражает суицидальные намерения. Это могут быть: — страх, тревога, сочувствие — нетерпение, раздражение, отвержение. Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно, и он пытается найти выход из кризисной ситуации. Для подростков проблема собственной смерти может быть связана с развитием самосознания, процессом поиска смысла жизни и этот вопрос им необходимо решить для перехода к зрелости. 50 % подростков думали об этом (по анкетным данным).

Что  делать?

Если вы не видите серьезных оснований для кризиса, и он продолжается — необходимо обсуждать трудную для подростка ситуацию и искать ее  причины.   В детском возрасте трудно переоценить роль спокойной уверенности и любви матери в предотвращении суицидальных попыток. Сплоченность родителей, умение нести ответственность за суицидальное поведение детей (не обольщайтесь — это не только «шантаж»), установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.

Суицидальные наклонности у подростков выявить сложно, но возможно. Однако мало кто из родителей знает, как вести себя в этой ситуации, чтобы не усугубить её.

Когда родители подозревают, что их ребёнок связался с какой-то сомнительной компанией, проводит много времени в группах, посвящённых суициду, или у него есть большой интерес к смерти, важно предложить ему альтернативу всему этому. Подростки часто не воспринимают смерть достаточно серьёзно, романтизируют её. Они не думают о том, что это — конец истории.

Важно донести, что реальная смерть — никакой не переход.

Общий смысл ваших посланий должен быть таким: пока ты живёшь, у тебя есть возможность выбора, может быть так, может быть по-другому. Но на протяжении всей твоей жизни у тебя есть и будет много возможностей, что бы ни случилось. Когда же наступит смерть, ты уже не сможешь выбирать, это точка, за которой больше ничего не будет.

Чаще дети скрывают мысли о смерти и не готовы обсуждать их с родителями, но иногда они всё же могут затрагивать эту тему.

Важно поддерживать подобные разговоры, а не пресекать их.

Не надо критиковать ребёнка, даже если он говорит какие-то очень странные вещи, например, что смерть — это красиво, это освобождение. Сначала дайте ему высказаться, не оценивая его. Только потом есть смысл спокойно привести свои доводы в пользу того, что у жизни больше красок и возможностей, чем у смерти. Даже если тебя сейчас что-то не устраивает, пока ты жив, ты в силах всё изменить.

Разговаривайте с ребёнком о том, о чём хочет именно он. Когда к вам обращаются, с каким угодно вопросом, поддерживайте тему, смотрите, слушайте, даже если вам кажется, что всё это какая-то ерунда. Только не имитируйте процесс, а будьте в нём.

В ситуации, когда ребёнок не проявляет инициативу к общению, у вас самих есть возможность вызвать его на диалог. Лишний раз ласково и внимательно, с добротой, а не с раздражением можно спросить, как он спал, как дела в школе и т. д. Но делайте это аккуратно и ненавязчиво, с заботой, как будто вы будите спящего человека. Можно задать какие-то вопросы о социальных сетях, в которых сидит сын или дочь, но опять же таким тоном, чтобы вам хотелось ответить. Если подросток не отвечает — не надо брать «крепость штурмом».

Поскольку в данной ситуации основная задача родителей — помочь ребёнку полюбить жизнь, не надо создавать для него невыносимые условия проживания. Часто, когда взрослые видят, как их дети начинают отвергать жизнь, они впадают в истерику и бросаются фразами: «Ты неблагодарный, мы тебе столько всего дали».Забудьте об этом!!!!!!!

Вы должны транслировать только одно: жизнь — хороша и прекрасна, и нужно бороться за неё до последнего. Не повышайте голос, не упрекайте. Подросток находится в своеобразном состоянии, схожем, по сути, с ранимостью болеющего человека. Поэтому с ними нужно общаться очень осторожно. Если мы будем устраивать истерики, то он ещё быстрее побежит к своим псевдодрузьям.

Очень важно уважать своего ребёнка, тогда его жизнь станет безопаснее, в ней будет больше доверия к миру, и не будет причин уходить из неё.

Селфхарм — самоповреждающее поведение подростков.

Что делать?

Когда дети достигают подросткового возраста, родители встречаются с целым набором проблем в их поведении. Кто-то проходит этот этап взросления проще, у кого-то возникают сложности. В этот период особенно обостряются реакции ребенка на стрессовые факторы, с которыми он не может справиться самостоятельно. Это приводит зачастую к деструктивному поведению подростков, в том числе к самоповреждению.
Селфхарм (аутоагрессия, самоповреждение) — нанесение себе порезов, втыкание игл, прижигание сигаретой, вырывание волос, саморасцарапывание и прочее. Самоповреждение —это чаще всего попытка избавиться от ментального дискомфорта (страха, сильной тревоги, ненависти к себе) и свидетельство серьёзных психологических проблем. Селфхарм — не то же самое, что суицид, но можно серьёзно пораниться, даже если не собираешься этого делать. Можно не рассчитать глубину пореза или занести в рану инфекцию, которую придётся скрывать так же, как порезы и ожоги до этого — что действительно сильно ухудшает не только общее эмоциональное состояние, но и представляет опасность для здоровья.
Самоповреждения бывают самыми разными. Наносят их своими руками или же используя подручные инструменты. Эмоциональную боль часто глушат самым «популярным» способом — порезами и проколами кожи, или же прижиганием — об себя часто тушат сигареты. Режут или жгут руки — на сгибах локтей, запястий, разрезают кожу пальцев или ладоней. Режут бёдра — чтобы скрывать раны под одеждой. В принципе, царапание и расчёсы (порой до крови) тоже относятся к аутоагрессии, за тем исключением, что зачастую их сложно отличить от последствий других неврозов. Селфхарм более осознан, нежели автоматическое расчёсывание участка кожи.
Другой тип переживаний — попытка вернуть контроль над своим телом — может вылиться в сдавливание участков тела, часто головы; перетягивание щиколоток или запястий до потери чувствительности, перематывание эластичными бинтами торса или ниткой — кончиков пальцев. Такие практики позволяют почувствовать границы собственного тела и «вернуться» в него. К этой же категории относятся битьё головой или бросание своего тела на стену или другие твёрдые предметы. Попытки наказать себя за отсутствие контроля над своими желаниями из-за расстройства пищевого поведения могут сводиться к проглатыванию несъедобных предметов.
Зачем это всё-таки делают? Селфхарм может быть способом справиться с переживаниями, эмоциональной перегрузкой. Концентрация на острых физических переживаниях отвлекает от эмоциональной боли, которая отходит на второй план. Некоторые психоэмоциональные состояния сильно притупляют восприятие реальности: в депрессии и околодепрессивных состояниях сложно вообще хоть что-то почувствовать, а физическая боль помогает прийти в себя и снова ощутить себя живым.
Самоповреждением часто занимаются молодые люди, находящиеся под гиперопекой. У них нет возможности самостоятельно контролировать свою жизнь: они занимаются не тем, что нравится им, учатся нелюбимой профессии и ограничены в близком общении с друзьями. В такой ситуации единственное, что можно контролировать, — это своё тело. Селфхарм становится способом повлиять хоть на что-то в своей жизни. Удивительно, но близкие таких людей почти никогда не замечают следов самоповреждений, хотя их сложно не заметить. Если на рубашке изнутри кровавые разводы, если человек при росте за метр семьдесят весит тридцать килограмм, а родственники этого не замечают — значит, не хотят замечать.
Зачастую селфхарм связан с болезненным чувством вины и попыткой наказать себя: за конкретные проступки или в целом за собственное существование.
Селфхарм связывают с разными диагнозами, в том числе с депрессивным расстройством, депрессией, однако чаще всего самоповреждение связано с тревогой и тревожными расстройствами.
В краткосрочной перспективе самоповреждения могут быть не так и страшны. Физическая боль позволяет в некоторой мере оставаться на плаву, выразить те эмоции, которые словами высказать не получается, регулировать себя и отвлекаться от тяжёлых жизненных обстоятельств. Если вы от злости вдарили кулаком по стене или от нервов сгрызли маникюр — ничего ужасного ещё не случилось. Проблемы начинаются, когда селфхарм становится систематическим.
В долгосрочной перспективе самоповреждения вызывают больше проблем, чем решают. Многие селфхармщики не могут рассказать о своих травмах близким людям. С одной стороны, они стыдятся своих проблем, которые и заставили их навредить себе. С другой, стыдно и за сам факт самоповреждений, которые как будто становятся доказательством того, что ты не справился и потерял контроль. Облегчение от боли длится недолго и быстро сменяется этими чувствами стыда и вины, а невозможность поделиться собственными переживаниями с кем-либо только усугубляет одиночество и изоляцию. Такой замкнутый круг мешает освоить более эффективные способы борьбы с тревогой и депрессией.
Самоповреждение может вызывать зависимость. Оно начинается с импульсивного поступка или желания почувствовать контроль над собой, но вскоре может оказаться, что селфхарм сам начинает диктовать условия жизни. Довольно часто самоповреждение превращается в навязчивое поведение, которое бывает крайне трудно остановить. Однако суициденты далеко не всегда до попытки самоубийства наносили себе повреждения, а человек, наносящий себе повреждения, тоже редко доходит до «последнего шага».


По поводу селфхарма ходят разные мифы, которые коренятся в непонимании природы поступков селфхармщиков и неразличение самоповреждений с попытками суицида. Вот некоторые из них.


1. Люди, которые режут и травмируют себя, пытаются привлечь внимание.
Нет. Большую часть селфхармщиков не видно: они стыдятся своих травм и не собираются их демонстрировать. Это попытка контролировать себя, а не окружающих.
2. Люди, которые травмируют себя, безумны или опасны.
Не всегда селфхарм связан с серьёзными ментальными расстройствами. Это может быть тревожное состояние или синдром навязчивых движений, депрессия или последствия пережитых травм. Сам по себе селфхарм не говорит об агрессивности своего носителя — только о его психологических проблемах.
3. Люди, травмирующие себя, хотят умереть.
Чаще всего нет. Для них это просто способ справиться с эмоциями, а не неудачная попытка суицида. С другой стороны, подобные практики — всё же тревожный знак. Селфхармщики — в потенциальной группе риска по суицидам.
4. Если раны мелкие, то дела не так плохи.

 


Если человек в принципе дошёл до селфхарма, значит, у него есть проблемы. Не важно, что ран не видно или они выглядят неопасными, само наличие самоповреждений говорит о тяжёлых эмоциональных переживаниях, с которыми человек не способен справиться.
Большинство родителей не замечают самоповреждений своих детей в течение долгого периода времени. Поскольку те тщательно скрывают свои раны — носят одежду с длинным рукавом даже в летнее время и не посещают бассейн или баню, закрывают комнату, а при заходе взрослых в нее быстро одеваются. Хотя, с другой стороны, есть подростки, наоборот, демонстрирующие свои ранения с целью привлечь внимание окружающих. Порою только необходимость оказания медицинской помощи в случае инфицирования раны или открывшегося кровотечения заставляет родителей узнать всю правду о своем ребенке. И в этом случае им надо проявить адекватные реакции на происходящее, хотя, конечно, это нелегко сделать, ведь мотив таких поступков им неизвестен и пугает возможность последующего суицида.
Поведение подростков, прибегающих к членовредительству, обязательно должно корректироваться. Опасность суицида очень высока, даже если ребенок не ставит это своей целью. Чем дольше практикуется такое поведение, тем сложнее отказаться от вредоносной практики замещения эмоций. Поэтому так важна внимательность родителей и ранняя психотерапевтическая работа не только с подростком, но и с членами семьи.
Не поможет:
1. Не злитесь. Селфхармщику и так плохо, не добивайте его своими эмоциями.
2. Не пытайтесь сделать вид, что всё нормально. Селфхарм — это признак серьёзного эмоционального расстройства, даже если вы не видите для него причин.
3. Не надейтесь, что «само пройдет». По статистике, селфхармщиками становятся в юности и могут продолжать заниматься самоповреждениями всю жизнь.
4. Не спрашивайте, что вы сделали не так. Вы — не единственная причина аутоагрессии ваших близких.
5. Не пытайтесь решить проблему с наскока. Эту привычку нельзя бросить, не разобравшись в причинах.
6. Не пытайтесь спрятать острые предметы. Если кто-то хочет самоповреждений, способ найдётся. Что действительно легко — так это окончательно потерять доверие к вам.
Поможет:
1. Признайте, что дочь или сын нуждаются в помощи. Если вы — член семьи, скорее всего, понадобится комплексная семейная терапия; селфхарм — только часть проблем, которые придётся решать.
2. Будьте терпеливы. Скорее всего, это не тот вопрос, который получится решить за пару дней усилием воли.
3. Попытайтесь поговорить. Возможно, ребенок ждёт возможности выговориться. Но не требуйте ответов, это только усугубит эмоциональное давление.
Важно быть рядом, научиться проявлять внимание и заботу так, как ваш ребенок готов их принимать. Это могут быть слова поддержки или совместные дела, долгие разговоры или просто молчаливые крепкие объятия.
Возможно родителям самим нужно будет посмотреть на себя со стороны и предпринять шаги к изменениям внутри семьи.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Алкоголизм у подростков -  довольно часто встречающееся явление, которое обычно начинает развиваться в 14-17лет, реже - в более раннем возрасте (детский алкоголизм). По данным статистики каждый третий младший школьник уже знаком с алкоголем. Почти 40% из них впервые попробовали спиртное в 7 лет, около 5% - в 8 лет, а 15% - еще в дошкольном возрасте; примерно 25% подростков не считают пиво алкогольным напитком, а у наркологов уже давно есть термин «пивной алкоголизм».

Алкоголь влияет на восприятие человеком действительности и способность принимать правильные решения. Это может быть особенно опасно для детей и подростков, у которых еще мало опыта решения проблем и принятия решения.

 Краткосрочные последствия принятия алкоголя включают:

 • искаженное видение, слух, и координация;
 • измененное восприятие и эмоции;
 • похмелье;
 • ослабление бдительности, которое может привести к несчастным случаям, потоплению, и другим опасным последствиям, и даже к использованию наркотиков или опасным сексуальным контактам.

 Долгосрочные последствия принятия алкоголя:

 • цирроз и рак печени;
 • потеря аппетита;
 • серьезный дефицит витаминов;
 • болезни живота;
 • повреждение сердечной и центральной нервной системы;
 • потеря памяти;
 • высокий риск передозировки.

Несмотря на Ваши усилия, Ваш ребенок может все равно употреблять или даже злоупотреблять алкоголем. Как об этом можно узнать?  Вот некоторые общие предупредительные знаки:

 • запах алкоголя;
 • внезапное изменение в настроении или отношении;
 • ухудшения результатов в школе;
 • потеря интереса в школе, спортивным состязаниям, или другим действиям;
 • проблемы с дисциплиной в школе;
 • изоляция от семьи и друзей;
 • общение с новой группой друзей и нежелания представить их Вам;
 • алкоголь исчезает из Вашего дома;
 • депрессия и трудности связанные с развитием.

ВРЕД АЛКОГОЛЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Потребление алкоголя еще более страшная привычка, чем курение. Еще в древности люди заметили, что многие напитки под действием времени изменяют свойства. Выпив такой напиток, человек становился раскованнее, веселее, появлялось ощущение праздника, чувство того, что все дозволено, доступно. Однако спустя некоторое время после выпивки настроение становилось скверным, мучала головная боль, появлялись тяжелые мысли. Алкоголь, поступая в организм через желудок и кишечник, всасывается в кровь уже через 5-7 минут и достигает повышенной концентрации в крови через 1,5-2 часа. Поэтому очень обманчиво состояние трезвости сразу после приема спиртных напитков.

В организме нет ни одного органа, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя. Но особенно ужасны последствия выпивок для подростка, даже если алкоголь поступает в организм в минимальных дозах. Алкоголь, поступая в кровь, изменяет ее состав, отрицательно действуя на лейкоциты, и они перестают бороться с различными микробами. Поэтому выпивающие подростки часто болеют, тяжело переносят заболевание. Кроме того, вызывая воспалительный процесс в желудочно- кишечном тракте, алкоголь нарушает всасывание витаминов. Это ведет к авитаминозу организма и, как следствие, отставанию в росте, потере веса. Очень чувствительны к алкоголю печень, поджелудочная железа, почки. Алкоголь также очень отрицательно действует на половые железы.

Кроме этого под прицел спиртных напитков попадает еще не до конца сформировавшийся головной мозг юношей и девушек. И основные последствия опьянения – забывчивость, повышенное сексуальное влечение, потеря девственности в таком состоянии и последующая ранняя нежелательная беременность в сочетании с венерическими заболеваниями.

Но и это не предел. В мозге подростка нарушается метаболизм нейромедиаторов, приводящий к буквальному «отупению», которое при постоянном злоупотреблении спиртными напитками, особенно пивом и коктейлями, переходит в интеллектуальное и эмоциональное оскудение.

Алкоголь действует на женский организм сильнее, зависимость от него возникает достаточно быстро. Под действием спиртного можно совершить то, о чем потом придется жалеть всю жизнь. В пьяном виде девушка становится несдержанной, теряет достоинство и гордость, легко соглашается на случайную половую связь. Последствия этого очевидны. Это и неполноценные дети, рожденные без любви, зачатые в пьяном угаре, и венерические болезни, и преждевременное увядание организма.

ВРЕД ПИВА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Казалось бы, сколько сказано, написано и доказано – напитки, называемые "слабоалкогольными", вредны и являются первым шагом на пути к настоящему, "полноценному алкоголизму". Вред пива самое яркое тому подтверждение. Но странность ситуации в том, что читает о вреде пива, ужасается и возмущается чаще тот, кто не пьет пиво или выпивает его в принципе редко и мало. Те же люди, кого уже сразил коварный недуг, не просто не читают, не знают, не интересуются, но и термина "пивной алкоголизм" не признают.

В прошлом веке некоторые страны попытались увеличить производство и рекламу пива, думая, что при этом люди, перейдя на пиво, будут все-таки меньше увлекаться крепкими напитками. Но результат получился прямо противоположный – параллельно с увеличением потребления пива пошла вверх и кривая употребления крепких напитков и вред пива (которое, как оказалось, только усиливает "алкогольный аппетит") сыграл, таким образом, свою роль. Оказалось – легкий алкоголь не заменяет крепкий, а, наоборот, дополняет его.

Особенно плохо это оказалось для неустановившейся, ранимой и нестабильной психики подростков, желающих во что бы то ни стало самоутвердиться в компании, не отстать от друзей, показать свою "крутость", свою "взрослость" девушке, которая нравится. И вред пива в такие моменты не имеет никакого значения. Это мудрый взрослый человек может краем глаза наблюдать красивые, изумрудные "пивные волны" на экране телевизора, радостные лица приятелей, он может усмехаться туповатому толстяку, увлекшемуся распитием пива и не заметившему смены времен года. А для подростков это не просто смешно – это "штырит", "прет", "вставляет", это хочется повторить, перенести в свой обиход, сделать частью своей жизни, чтобы было весело, "прикольно" и "угарно". Так, собственно, и делают – никто же не мешает!

То, что пивной алкоголизм существует – это наконец-то признано. И наступает он даже не быстрее, а лучше сказать, незаметнее, чем обычный, водочный алкоголизм. Явная тяга к водке все-таки заставляет человека хоть иногда в минуту трезвости испугаться, посмотрев на себя со стороны, осознать, что он движется к пропасти. А вред пива как раз в том, что тот, кто увлекается лишь пивом, за себя "спокоен" - ну, что такое пиво, ничего серьезного, всего лишь жажду утолить в жару. И не замечают, что количество выпитого пива от раза к разу увеличивается, а для того, чтобы испытать аналогичные ощущения требуется все больше и больше хмельного напитка. Потом повышается его градус переходом на все более и более крепкие сорта. Ну а позже количество переходит в качество, и вместо ведра пива пьется уже бутылка водки, которая сама часто сопровождается все тем же пивом.

Почему же пиво так опасно именно для подростков? Ну, во-первых, потому, что для подростков проще сделать первый шаг в сторону пития именно с ним, с пивом – и шаг этот делают все большее число молодых людей, как в нашей стране, так и за рубежом, и сами того не зная, получают вред пива во всех его злобных проявлениях. Для того, чтобы после школы разгуливать, попивая водку, надо все-таки через многое переступить – это не для начинающих. А с пивом – легко и просто. А поскольку психика подростков более мобильна, устои жизни только формируются, привычка, а затем и алкоголизм наступает быстрее.

Пиво, по мнению многих медиков, работающих в соответствующей сфере, не менее "агрессивный" напиток, чем водка. После чрезмерного приема пива также значительно повышается уровень агрессии, что способствует дракам, выяснениям отношений. А попытки расслабиться, снять это напряжение часто приводят подростков к беспорядочным половым связям, происходящим без нужной ответственности за последствия. А это ведет к незапланированным беременностям, опять же приводящим к ссорам, агрессии и желанию напиться. Таким образом, круг замыкается. Вред пива очевиден.

Вред пива проявляется в том, что это приводит не только к изменению облика молодых людей, но и в дальнейшем к нарушению потенции и деторождения. Сейчас, как известно, половина бесплодных браков являются таковыми "по вине" именно мужчин – а ведь формируется бесплодие не один месяц и не один год, зарождаясь как раз в том самом бурном подростковом возрасте.

КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ РАННЕГО                  ПРИОБЩЕНИЯ К АЛКОГОЛЮ И РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ  ЗАВИСИМОСТИ

1. Общение. Отсутствие общения с мудрыми родителями и педагогами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют ребенку?

 2. Внимание. Умение слушать означает:

- быть внимательным к ребенку;
- выслушивать его точку зрения;
- уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним;

Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»

3. Способность поставить себя на место ребенка. Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.

4. Организация досуга. Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков.

5. Знание круга общения.  Очень часто ребенок впервые пробует алкоголь в кругу друзей. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Поэтому важно в этот период – постараться принять участие в организации досуга друзей ребенка.

6. Помните, что ваш ребенок уникален. Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление ПАВ.

7. Родительский пример. Употребление взрослыми алкоголя и декларируемый запрет на него для детей дает повод к обвинению в неискренности, в "двойной морали".

Употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных". Нельзя стремиться к идеалу в ребенке, не воспитывая идеал в себе!

Необходимо помнить, что есть обстоятельства, способствующие употреблению алкоголя – факторы риска. Обстоятельства, снижающие риск

 

 

Жизненные цели подростков.

 

Сегодня успешность – это синоним целеустремленности. Но целеустремленность – качество, которое приобретается с возрастом, а не даруется при рождении. Как научиться управлять целями?

Целеустремлённость – волевая категория и у подростков развита частично. Гормональные всплески провоцируют импульсивность характера, и контролировать себя в такие моменты трудно.

Родители должны понять, что жизненные цели подростка не всегда совпадают с желаниями взрослых. Возможно, стать юристом – не то, чего ему хотелось бы достигнуть. Добиваться желанной цели приятнее, чем жить согласно правилу: «Мама и папа лучше знают, что тебе нужно».

Целеустремлённость складывается из нескольких навыков – обозначить цель, распределить время реализации, умение эффективно работать и контролировать себя.

Учиться желать

У истоков цели обитает желание. Не все взрослые могут составить толковый список того, чего хотят. Непросто понять, чего хочется, а тем более, проявить целеустремленность. Чтоб не мучиться поиском, иногда общепринятую идею подают как собственную.

Поддерживайте желания подростка, не приземляйте его словами: «Хочется – перехочется», потому что мечты исчезнут. И появится новый виток осуждений со стороны взрослых: «Молодежь пассивная, ничего не хочет».

Как разделить глобальную цель на маленькие шаги

Достичь маленьких целей проще и реальней. Успехи, пусть и маленькие, придают уверенность в своих способностях, осознание: «Я могу, мне по силам».

Как ставить жизненные цели

Техники постановки жизненных целей разные – от тренингов до самостоятельных занятий, которые вполне осуществимы в домашних условиях.

Проект линии жизни:

проведите на бумаге горизонтальную линию – это символическое изображение жизни подростка. Вначале отметьте ключевые моменты прошлого и точку настоящего. Пусть подросток заполнит линию жизни этапами будущего по собственным видениям и желаниям в той последовательности, которую он представляет – поступление, создание семьи, туризм, ремонт комнаты или появление собаки.

 

Факторы – помощники в достижении целей:

помогите определить подростку факторы, влияющие на достижение целей и расположите их по группам. Внешние (объективные) – где живёт, учится, материальные возможности семьи; внутренние (субъективные) – характер, жизненный опыт, способности; социальные – родители, преподаватели, друзья. Возможно, необходимо поработать над одной из групп, улучшить или расширить её.

Лестница успеха: предложите подростку определить цель года и представить её в виде лестницы с шестью ступеньками. Нижняя – определение, формирование цели, верхняя – цель достигнута. Первую и финальную ступеньки необходимо охарактеризовать несколькими признаками и отметить, где подросток находится на сегодняшний момент. Заполнить пустые ступеньки помогут вопросы: « Каким будет твой следующий шаг? Что можно реализовать сейчас, а чего придется подождать?»

Суть лестницы успеха – упрощение движения к цели, дробление большой цели на этапы и наглядность результатов.

Визуализация намерений: на листе ватмана наклейте вырезки из журналов, газет, нарисуйте картинки, которые символизируют желания подростка. Коллаж должен создавать яркую картинку будущего. Предупредите ребенка – спроектировать красивую картинку и повесить в комнате на стене – мало. Сами по себе желания не сбываются. Желания придется осуществлять самостоятельно и как это сделать, решать только ему. На пути к исполнению желаний пролегает действие.

Родители, чтобы подросток умел ставить реальные цели, и проявлял целеустремленность в достижениях, доверяйте его желаниям и помогайте идти к мечте. И он станет успешным и уверенным в себе взрослым человеком.

 Рекомендации родителям.

 

• Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.

 

• Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.

 

• Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.

 

• Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

 

• Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.

 

• Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.

 

• Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.

 

• Будьте сами примером подростку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.