^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

учебник

 

ВНИМАНИЕ!!!!! УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ»  10 КЛАСС п/р ЛИСОВА НАХОДИТСЯ НА САЙТЕ КОЛЛЕДЖА В ПАПКЕ «БИОЛОГИЯ»

 

Тема: Особенности наследственности и изменчивости человека. Наследственные болезни человека.

Задания:

1.Изучить параграфы 48,49 и презентацию.

2.Составить опорную схему темы (кластер).

3.Выполнить задания: 5,7 стр.209; 1,2,3,4,7 стр. 213 учебника.

смотреть презентацию "Генотипическая(наследственная)изменчивость"

Тема: Изменчивость организмов. Модификационная и генотипическая изменчивость.

Задания:

1.Изучить параграфы 46,47 учебника.

2.Составить опорную схему темы.

3.Выполнить задания: 7,8 стр.198; 7,8 стр.203 учебника.

4.Составить кластер со словом изменчивость.

 

смотреть презентацию "Генотипическая(наследственная)изменчивость"

 

смотреть презентацию "Изменчивость орг-ов.модификац изменчивость"

Тема: Генетика пола.

1. Изучить параграфы 45 учебника и презентацию.

2. Составить опорную схему (кластер) данной темы.

3. Выполнить задания: 3,6,7 стр.193.

презентация Генетика пола

Примеры решения задач по данной теме смотреть на стр.242-244 учебника и презентации.

Практическая работа № 7

Решение задач по теме: «Наследственные признаки, сцепленные с полом»

смотреть видео  Изучение свойств уксусной кислоты

ТЕМА: Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности.

1. Изучить параграфы 44 учебника и презентацию.

2. Составить опорную схему (кластер) данной темы.

3. Выполнить задания: 6,7 стр.186-187 .

Примеры решения задач по данной теме смотреть на стр.241-242 учебника

скачать презентация Тема:Сцеплен наследован хромасом...

 

Тема: Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм.

1.Изучить параграф 42 учебника.

2.Выполнить задания 1,4-6 стр.176-177 учебника.

3. Решить задачу 7 стр.177 учебника.

Примеры решения задач смотреть на 238-240 учебника

скачать Презентация Закономерн наслед призн.1,2 законы Менделя

ТЕМА: Закономерности наследования признаков, установленные Менделем. Моногибридное скрещивание.Первый и второй законы Менделя.

1.Изучить параграф 40 учебника.

2.Выписать основные термины темы; 1и2 законы Менделя.

3. Выполнить упражнения: 6,7 СТР.168 учебника.

ТЕМА: Цитологические основы наследования признаков при моногибридном скрещивании.

1.Изучить параграф 41 учебника.

2. Выполнить упражнения: 1-4 стр.173 учебника.

3. Решить задачу 6 стр.173 учебника (примеры решения задач смотреть на стр. 238 учебника)

 

ТЕМА: ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ.ОНТОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА.

1.Изучить параграфы 38,39 учебника.

2.Выполнить упражнения: 1-6 стр.158; 1-4; 6,7 стр.163.

3.Составить синквейн со словом онтогенез.

 

ТЕМА: ОПЛОДОТВОРЕНИЕ.ОНТОГЕНЕЗ.ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ.

1.Изучить параграф 36,37 учебника.

2.Выполнить упражнения 1-6 СТР.151.; 1-6 СТР.154-155.

3.Составить синквейны со словами ОПЛОДОТВОРЕНИЕ, ОНТОГЕНЕЗ

Тема: Половое размножение. Образование половых клеток.

1.Изучить параграф 35 учебника «Биология»10кл. Лисова .

2.Составить опорную схему темы (КЛАСТЕР).

3.Выполнить задания 1,2,5,7.стр.147 учебник.

4.Решить задачу №8 СТР.148. (для желающих)

скачать Материал к занятию

 

Выполнить практическую работу по заданиям.

                                                       Практическая работа № 3

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ  «ДЕЛЕНИЕ   И  ПЛОИДНОСТЬ КЛЕТКИ»

Цель: овладеть умениями решения задач по теме «Деление клетки, плоидность клетки», закрепить и обобщить учебный материал по данной теме.

                                                               Решить задачи:

1. В клетках листьев лука содержится 16 хромосом. Сколько хроматид можно увидеть на препаратах кончика корня этого растения в метафазу митоза? _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. В соматических клетках человека содержится по 46 хромосом. Сколько хромосом можно обнаружить в делящихся клетках росткового слоя кожи, находящихся на стадии поздней анафазы? _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. В яйцеклетках лошади содержится по 32 хромосомы. Сколько бивалентов можно обнаружить в соматических клетках лошади, находящихся в метафазе I мейоза? _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. В клетках корня лука содержится по 16 хромосом. Сколько хромосом будет содержаться в вегетативной клетке пыльцы этого растения? _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. В клетках корешка томата содержится по 24 хромосомы. В материнских клетках семязачатка (мегаспорангиях) в результате мейоза образуются мегаспоры. Из четырех спор три отмирают, оставшаяся трижды делится митозом. Сколько клеток и с каким количеством хромосом образуется в результате этих процессов? Ответ поясните.  

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

                                                             

 

                                                               Примеры решения задач

Пример 1. Чему равны  гаплоидный и диплоидный наборы  пшеницы, если в  кариотипе пшеницы 42 хромосомы?

 Решение:  Количественное выражение кариотипа конкретного вида организмов соответствует диплоидного набора хромосом набору хромосом в соматической клетках особей этого вида.  Следовательно, у пшеницы число хромосом в кариотипе 42, а  гаплоидный набор равен 21 хромосом. 

Пример 2. В диплоидном  наборе коровы 60 хромосом. Сколько хромосом будет  в клетках: а) в интерфазе, б) в начале митоза, в) после митоза. 

Решение:  При  митозе изменения числа хромосом не происходит, потому после митоза и перед митозом число хромосом не меняется 60  хромосом. А поскольку интерфаза – период между двумя митозами, то в клетках так же сохраниться – 60 хромосом. 

 

Пример 3. Если диплоидный набор хромосом клеток коровы равен 60  хромосом,  то  сколько хромосом содержит яйцеклетка   коровы?

 Решение: Яйцеклетка содержит гаплоидный набор хромосом, а если диплоидный набор хромосом составляет – 60,  то гаплоидный – 20 хромосом. 

 

Пример 4. Организм имеет   кариотип 72 хромосомы. Каково количество хромосом и количество хроматид в клетке в метафазе митоза?

 Решение: В метафазу набор хромосом и хроматина соответственно составляет 2n4с, поэтому число хромосом и хроматина в организме будет равно. Хромосом – 72, хроматина –  144.

Пример 5. В ядре клеток листьев лука содержится  16 хромосом.  Сколько хроматид можно увидеть в делящихся клетках кончика  корня этого растения, находящихся на стадии анафазы? 

Решение:В соматической клетке лука содержится 16 хромосом, перед делением число хроматид удваивается. В клетке перед делением находится 16 хромосом и 32 хроматиды. В анафазу  в  митозе – происходит расхождение к полюсам  хроматид – поэтому у каждого полюса клетки располагается по 16  хромосом и по 16 хроматид. 

Пример 6. Дочерняя клетка после митоза имеет 18 хромосом. Сколько было  хромосом  в родительской клетке?

 Решение: Так как при митозе число хромосом в дочерних клетках не изменяется. Если в дочерней клетке 18 хромосом, то и в материнской клетке также 18 хромосом. 

Пример 7. В клетках растения яблони  по 34 хромосом. В одной из них происходит  мейоз. Какое количество хромосом характерно для дочерних клеток? 

Решение: В соматической клетке 34 хромосомы. При мейозе число хромосом уменьшается ровно вдвое. Поэтому число хромосом в дочерних клетках равно  17 хромосом. 

 

ВНИМАНИЕ!!!!     Выполненную работу отправить   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

                Тема : Общая характеристика обмена веществ и превращения энергии

1.Изучить параграф 24 по учебнику «Биология» 10кл. п/р Лисова.

2.Выполнить (письменно) СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:

1) Среди приведенных процессов выпишите те, которые относятся к пластическому обмену: дыхание, брожение, образование белка, образование крахмала, синтез гликогена.

2) Упр. 1—6 стр.100  учебника .

3).Упр.7 стр.100 ( для желающих)

ВНИМАНИЕ!!!!     Выполненную работу отправить   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

ТЕМА: КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ.

 

1.Изучить параграф 25 по учебнику «Биология» 10кл. п/р Лисова.

2.Выполнить (письменно) СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:

1) Упр.1-5 стр.104 учебника.

2) Составить 2 сложных вопроса по данной теме,

 

ТЕМА: БРОЖЕНИЕ

 

1.Изучить параграф 26 по учебнику «Биология» 10кл. п/р Лисова.

2.Выполнить (письменно) СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:

1) Упр.1-6 стр.107 учебника.

 

 

ТЕМА: ФОТОСИНТЕЗ

 

1.Изучить параграф 27 по учебнику «Биология» 10кл. п/р Лисова.

2.Выполнить (письменно) СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:

1) Упр.1-5 стр.111-112 учебника.

2) Составить синквейн со словом фотосинтез.

 

 

                       ТЕМА: ХРАНЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

1.Изучить параграф 28 по учебнику «Биология» 10кл. п/р Лисова.

2.Выполнить (письменно) СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:

1) Упр.1-7 стр.114-115 учебника.

 

 

 

ТЕМА: РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

1.Изучить параграф 29 по учебнику «Биология» 10кл. п/р Лисова.

2.Выполнить (письменно) СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:

1) Упр.1-5 стр.120 учебника.

2) Решить задачу упр.6 стр.120 (ПРИМЕР СМОТРЕТЬ СТР.237 УЧЕБНИКА)

ВНИМАНИЕ!!!!     Выполненную работу отправить   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Выполнить практическую работу по заданиям.                                                                                                                             

                                                 Практическая работа № 4

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБМЕН »

Цель: овладеть умениями решения задач по теме «Обмен веществ и преобразование  энергии в организме», закрепить и обобщить учебный материал по данной теме.

                                                    Решить задачи:

 1. В процессе энергетического обмена гликолизу подверглось 2 моль глюкозы. Сколько моль АТФ при этом образовалось?

 _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Определите, сколько граммов пировиноградной кислоты образуется из 360 г глюкозы при гликолизе.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Рассчитайте, сколько граммов углекислого газа выделится организмом при полном окислении его клетками 54 г глюкозы

 _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Фотосинтез описывается общим уравнением:  6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2. Рассчитайте, сколько килограммов глюкозы синтезировано растениями в ходе фотосинтеза, если известно, что при этом выделилось 22 400 л кислорода.

 _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. В процессе энергетического обмена произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному расщеплению подверглось только 2. Определите, сколько моль молочной кислоты и СО2, при этом образовалось, сколько АТФ синтезировано, сколько энергии запасено в этих молекулах АТФ.

 _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

 

                                                   Примеры решения задач

Пример 1.  Человек при беге со средней скоростью расходует за 1 минуту 24 кДж энергии. Определите, сколько граммов глюкозы расходуется за 25 минут бега, если кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве.

 Решение: 1. Определяем сколько энергии необходимо мышцам для работы:   24 кДж ∙ 25 мин = 600 кДж 2. Поскольку эта энергия может быть только в виде АТФ, узнаем сколько необходимо моль АТФ:       600 кдж : 40 кдж = 15 моль 3. По уравнению 1 определяем, сколько глюкозы при расщеплении образует это количество АТФ:   1 моль (C6H12O6) - 38 моль (АТФ) x моль (C6H12O6) - 15 моль (АТФ) x = 0,4 моль (C6H12O6) 4. Переведем количество глюкозы в граммы:   1 моль (C6H12O6) - 180 г 0,4 моль (C6H12O6) - x г x = 72 г (C6H12O6)  Ответ: мышцы ног за 25 мин бега израсходуют 72 г глюкозы.

 

Пример 2. При брожении глюкозы выделилось 118л газа. Сколько глюкозы разложилось? 

Решение: Процесс брожения глюкозы C6H12O6 протекает согласно уравнению  C6H12O6 → 2C2H5OH+2CO2 n(CO2)=118 л/22,4=5 моль n(C6H12O6)=5/2=2,5 моль М(C6H12O6)=180,16 г/моль m(C6H12O6) = п∙М = 2,5 моль ∙ 180,16 г/моль = 450,4 г Ответ: разложилось 450,4 г глюкозы

 

Пример 3. Сколько литров углекислого газа выделится при брожении 90 г глюкозы.

 Решение: Процесс брожения описывается следующим уравнением: С6Н12О6 → 2СО2+2С2Н5ОН Масса 1 моль глюкозы составляет 180 г. Из 180 грамм глюкозы образуется 22,4 литра СО2, а из 90 грамм глюкозы – х литров СО2  Пропорцией находим, что х = 11, 2 литров СО2  Ответ: 11,2 л  углекислого газа.

 

Пример 4. В результате энергетического обмена в клетке образовалось 5 моль молочной кислоты и 27 моль углекислого газа. Определите:  а) сколько всего моль глюкозы израсходовано;  б) сколько из них подверглось полному расщеплению, а сколько гликолизу;  в) сколько энергии запасено  г) сколько моль кислорода пошло на окисление?  C6H12O6   → 2 C3H6O3 + 2АТФ

 Решение: 2,5∙1 С6Н12О6 → 2,5∙2 С3Н6О3 + 2,5∙1 АТФ 4,5 С6Н12О6 + 4,5∙6 О2 → 4,5∙6 СО2 + 4,5∙6 Н2О + 4,5∙38 АТФ Ответ:  а) 7 моль С6Н12О6  б) 4,5моль – полному расщеплению, 2,5 – гликолизу  в) (2,5∙2 + 4,5∙38) ∙ 40 = 7040 (кДж)  г) 27 моль О2

Пример 5. Бегун расходуют за 1 мин 24 кДж энергии. Сколько глюкозы потребуется для бега с такими затратами, если 50 мин в его организме идет полное окисление глюкозы, а 10 мин – гликолиз? 

Решение: 1)  1 мин – 24 кДж       10 мин  - х кДж       х = 24 ∙ 10 = 240 кДж  Записываем уравнение гликолиза: C6H12O6   → 2 C3H6O3 + 2АТФ 180 г                          2 ∙ 40=80кДж 2) 180 г – 80 кДж         х  г – 240 кДж      х = 240 ∙ 180 : 80 = 540г – глюкозы для гликолиза  3)  1 мин – 24 кДж        50 мин – х кДж  х = 24 ∙ 50 = 1200 кДж  Записываем уравнение дыхания: С6H12O6 + 6O2 +38H3PO4 + 38АДФ → 6CO2+38АТФ + 6H2O + 38H2O 180 г                                            38∙ 40 =1520кДж  4) 180 г – 1520 кДж      х г – 1200 кДж      х = 25 ∙ 50 ∙ 180 : 1520 = 142 (г)  5) Рассчитываем массу глюкозы, которая необходима бегуну: 540 + 142 = 682 (г)  Ответ: 682 г.